Еще один подход при работе над сочинением представляется нам значимым.
Он связан с созданием речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения.
Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Один из способов развития мышления - это развитие речи. Признаки сформированного и гибкого мышления - умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь.
Работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения.
Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:
1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;
2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств;
3) написание сочинения.
Покажем, как организуется подготовка к сочинению во II классе.
Сочинение «Наши сказки»
Создание речевой ситуации. Проведение сочинения планируется перед
8 Марта. За 1,5 недели до этого с детьми проводится классный час о мамах и принимается решение к празднику создать книжку сказок нашего класса для мам, подарить ее на празднике.
Предварительная подготовка проводится с начала третьей четверти на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства. В классе вывешивается лист ватмана, на который дети за последнюю неделю собирают слова, словосочетания для своих сказок. Кроме того, в центре листа находится рубрика «Проверь себя!» в виде викторины «вопрос - ответ», причем ответы скрыты за откидными полосками бумаги. Детям для повторения и самопроверки предлагаются следующие вопросы: назови три вида сказок. Назови три части сказки. Какие слова употребляются в зачине? Какие слова употребляются в концовке? Какие две силы всегда борются в сказке? Какая сила всегда побеждает? Назови магические числа, сказки. Данные вопросы рассматриваются на уроках чтения и изобразительного искусства. Лист выглядит так:
Герои сказок |
Проверь себя |
Сказочная местность | ||
Положительные |
Отрицательные |
вопрос |
ответ | |
Волшебные предметы |
Волшебство |
Собранный языковой материал позволяет сильным и средним ученикам систематизировать знания, а слабым - пополнить их.
Начиная урок, учитель создает дополнительную речевую ситуацию, настраивая детей на написание сказки:
- Я хочу рассказать вам историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее Астрид Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения - самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками Астрид Линдгрен.
Полезная информация:
Гигиеническая оценка кабинета иностранного языка
В классах и кабинетах школы проходит большая часть времени школьников, поэтому создание в них гигиенически полноценных условий является одним из факторов, влияющих на работоспособность и функциональное состояние детского и подросткового организма. Учитель должен знать гигиенические требования, пред ...
Модернизация образования и современное школьное обществоведение
На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, ег ...
Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
С целью определения эффективности проделанной работы по использованию игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент. Контрольная диагностика проводилась как с экспериментальной, так и с контрольной группами. Нами был ...