Вы пока еще учитесь, но, может быть, кто-то из вас в будущем станет писателем. А скоро приближается праздник - 8 Марта. Что вы можете подарить мамам? А можете ли вы подарить свои произведения, которые сочините и напишете сами? (Да.)
Далее проводится работа над пословицами о сказке, работа с выставкой книг, инсценировка, по которой дети устанавливают три части сказки и составляют план:
1. Зачин. 1-2 предложения. С чего все началось.
2. Основная часть. 8-10 предложений. Как все произошло.
3. Концовка. 1-2 предложения. Добро побеждает зло.
План записывается на доске и в тетрадях. Слабым, неуверенным ученикам раздаются индивидуальные карточки с приблизительными словами по каждой части плана. Затем с помощью таблиц на доске составляется схема составных частей волшебной сказки, где в частности, рассматриваются волшебные предметы, и происходит знакомство со сложными словами (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, ковер-самолет). Затем дети приступают к написанию сочинения.
На наш взгляд, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству.
Особого внимания заслуживает сочинение по картине. Предлагаем один из возможных вариантов проведения урока развития речи на тему: «Подготовка к сочинению - описанию по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».
Фрагмент урока.
1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине).
Вопросы.
1) Как строится описание?
2) Каковы задачи художественного описания? (Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.) Своеобразие описания по картине заключается в том, что: а) необходимо понять замысел художника; б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение); в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
3) Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? (Сравнения, красочные определения, слова в переносном значении.)
4) А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)
Слово учителя. - Константин Федорович Юон (1875—1958 гг.) - крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса - все это живо предстает перед нами на полотнах К.Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Поддень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
2. Рассматривание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Вопросы.
Полезная информация:
Организация семейных туристических походов и прогулок
Выбор формы проведения выходного дня происходит в каждой семье с учетом её интересов, склонностей, возможностей. Наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Он служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. В теории и практике туризма оп ...
Анализ современных подходов в преодолении нарушений
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи
В современных условиях развития общества совершенствование коррекционного воздействия, поиск новых подходов в преодолении нарушений звукопроизношения у детей общим недоразвитием речи является особенно актуальным. Появление современных коррекционно-развивающих технологий не отвергает использование т ...
Начало разработки учебного плана
Тем не менее, нельзя сравнивать новый цикл разработки плана с периодическим обновлением, поскольку в первом случае группы разработчиков начинают, в известном смысле, на пустом месте. Существует, так называемое, «наследие прошлых времен» в виде многочисленных устаревших программ. Неактуальность прог ...