Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников.
Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обозначить методические подходы в обучении младших школьников этому умению.
Знакомство учащихся с темой сочинения и вариантами темы.
На уроке, посвященном знакомству учащихся с сочинением как новым видам творческой работы в I классе, предлагается детям ответить на вопрос: «Сочинение - это…?»
В процессе обсуждения данного вопроса выслушиваются варианты ответов детей и делается вывод: Сочинять - это значит создать свой текст, в котором выражены свои мысли и чувства. Проведенное обсуждение приводит учащихся к постановке учебно-практической задачи: учусь писать сочинение. На данном уроке школьникам предлагается тема «Первые весенние цветы», которая записывается на доске. К уроку ученики приносят открытку с изображением первого весеннего цветка, привлеченный материал позволит избежать однообразия в фактическом материале. Отвечая на вопрос: «О чем можно рассказать по данной теме?» - школьники обычно называют цветок и описывают его внешний вид. Учитель предлагает несколько вариантов данной темы: «Мой любимый весенний цветок», «История весеннего цветка», «Сказка о весеннем цветке». Ha данном уроке выбирается первая тема — Мой любимый весенний цветок. Обсуждая выбранную тему, учащиеся высказывают свои предположения, которые в виде ключевых слов могут быть записаны на доске и служить своего рода пунктами плана: внешний вид (стебель, листочки, бутон), живёт, появляется. Особо на уроке обсуждается задача сочинения о цветке: выразить чувство восхищения первым весенним цветком. Сформулированная задача может послужить основанием в отборе словаря. Домашним заданием будет сочинение сказки о весеннем цветке. Для того чтобы ученики смогли справиться с заданием, им будет предложено решить речевую ситуацию, которая не только создает мотив в речевой деятельности, но и помогает отобрать содержание сказки, актуализировать читательский опыт в различении особенностей жанра.
Фрагмент работы «Сочиняем сказку».
- Представь себе, что твой любимый цветок живет в сказочном лесу и с ним происходят необыкновенные встречи и приключения.
Но прежде чем сочинить свою историю о цветке, попытайся ответить на такие вопросы:
1. Какой характер у твоего цветка?
2. С кем встретится цветок? Каким будет его друг (враг)?
3. Какое событие с ними произойдет?
4. Как изменятся твои герои?
5 Чему будет учить твоя сказка?
А теперь твори, сочиняй. Не забудь о своих отношениях и чувствах!
При подготовке к следующему уроку школьникам предлагается собрать информацию о скворце: описание внешнего вида, поведение, место обитания, забота о потомстве. Отобранный материал послужит содержанием новой темы сочинения. На уроке учитель предлагает учащимся встать на позицию другого существа (скворца) и сочинить от его лица рассказ.
Фрагмент урока.
— Вас не было всю зиму в родных краях. Вы вернулись. О чем вы можете рассказать своим соседям-воробьям, которые никуда не улетают?
Выносится на обсуждение основная тема и варианты ее раскрытия:
Обсуждая тему и ее варианты, на доске появляются ключевые слова, которые станут основанием для создания сюжетной линии. В дальнейшем ученики выбирают свой вариант темы, составляют словарь, ориентируясь на сформулированную коммуникативную задачу. В качестве домашнего задания учащимся предлагается сочинить историю о скворце. Данная работа позволяет поставить учеников в новые условия речевой ситуации, которая предполагает создание ими свободного высказывания, опираясь на собственную фантазию и читательский опыт.
Полезная информация:
Общее понятие о научении, его уровни и виды
Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение. Наиболее общим понятием является научение. Интуитивно каждый из нас представляет, что такое научение. О научении говорят в том случае, ког ...
Утренняя гигиеническая гимнастика
Значение утренней гигиенической гимнастики как средства восстановления работоспособности после сна, а при систематических занятиях ею и как средства укрепления здоровья и работоспособности разносторонне изучено физиологами. Эффект утренней гимнастики связывается с повышением возбудимости нервной си ...
Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога
Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родите ...