Методика использования ресурсов школьной библиотеки-медиатеки для формирования основ информационной культуры школьника

Образование и воспитание » Методика использования ресурсов школьной библиотеки-медиатеки для формирования основ информационной культуры школьника

Информационное общество предъявляет особые требования к системе образования. Ценности образования претерпевают изменения, в связи с чем целями образования становятся: формирование в обществе высокого уровня информационной культуры; изучение научной методологии и практических способов применения системного анализа для выявления сущности и определения путей решения социальных конфликтов, формирования особого стиля мышления, позволяющего осмысливать происходящие в обществе информационные процессы; формирование информационной личности – личности, взаимодействующей с информацией в сфере производства, сокращения, распространения, потребления последней.

Достижение обозначенных целей невозможно без формирования и развития у школьника навыков поиска, обработки, восприятия, понимания и использования информации, составляющих основу информационной культуры. В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется направление развития на базе сегодняшней школьной библиотеки современного информационного центра, или медиатеки, располагающей средствами новых информационных технологий, обладающей инструментальным, программно-техническим комплексом, и представляющей свободный доступ к источникам информации любого вида для пользователей в их самостоятельной и самообразовательной работе.

Актуальность данной работы определяется:

- динамичными изменениями, происходящими в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий;

- необходимостью смены ориентира системы образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания;

- возросшим значением школьных библиотек - медиатек в достижении образовательных целей;

- недостаточная исследованность проблемы формирования информационной культуры школьников в библиотеках-медиатеках образовательных учреждениях;

- практические потребности в развитии библиотек-медиатек образовательных учреждений, создания в них информационно-образовательной среды.

Разработанность темы. В настоящее время к проблеме формирования информационной культуры личности обращаются представители самых разных отраслей знания, так как само явление информационной культуры возникло на стыке таких наук, как информатика, культурология. Наиболее пристальное внимание ему стало уделяться в 90-е годы XX столетия в связи с глобализацией информационных процессов, происходящих как в нашей стране, так и в мире.

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационной культуры личности, являются работы М.Г. Вохрышевой, В.А. Каряева, Н.И. Гендиной. Процесс формирования информационной культуры школьника затрагивался в работах В.А. Вихтуновской, Н.И. Колковой, Г.А. Стародубовой. Проблема формирования информационной культуры школьника рассматривалась так же в работах специалистов-информатиков: Г.Г. Воробьева, В.З. Когана.

К настоящему времени сформировалось два подхода к рассмотрению объема понятия «информационная культура личности», отразившиеся на содержании учебных программ, направленных на формирование информационной культуры школьника. Первый подход – «информологический», при котором приоритет в понятии отдается концепту «информация». Сторонники этого подхода: Г.Г. Воробьев, В.З. Коган. Второй подход – «культурологический», смысловое ударение падает на концепт «культура». Представителями его являются М.Г. Вохрышева, В.А. Каряев, Н.И. Гендина.

Процесс формирования информационной культуры школьника невозможно рассматривать в отрыве от процесса развития его как личности. Методологической базой подобного рассмотрения являются труды таких психологов, как Л.И. Божович, Н.А. Носов, Л.С. Выготский.

Оценка взаимодействия информатизации образования на личность учащегося дана в работах Г.В. Филинковой, И.В. Робертса, А.В. Шарикова. Точка зрения на образование как канал трансляции культуры изложена в работах Н.В. Гусевой, Б.Д. Конева.

Анализ разработанности темы показывает, что в исследуемой области накоплен значительный теоретический материал и практический опыт, на основе которых можно выработать принципиальные подходы к формированию информационной культуры школьника. Однако выявления и рассмотрения механизма использования ресурсов школьной библиотеки – медиатеки для формирования основ информационной культуры школьника до настоящего времени не проводилось.

Объектом исследования дипломной работы являются ресурсы школьной библиотеки-медиатеки.

Процесс формирования основ информационной культуры школьников с использованием ресурсов школьной библиотеки является предметом исследования.

Цель дипломной работы – изучение методики использования ресурсов школьной библиотеки-мадиатеки для формирования основ информационной культуры школьника.

Для достижения этой цели была предпринята попытка решить следующие задачи:

- проанализировать теорию и практику и обобщить подходы (методики, технологии) к формированию информационной культуры школьника с использованием ресурсов школьной библиотеки – медиатеки;

- определить место библиотеки – медиатеки Муниципального общеобразовательного учреждения «Сахарозаводская средняя общеобразовательная школа» в формировании информационной культуры школьника;

- разработать проект библиотеки - медиатеки Муниципального общеобразовательного учреждения «Сахарозаводская средняя общеобразовательная школа» как ресурса формирования информационной культуры школьника.

Практическая значимость работы: разработанный проект «Формирование системы информационного образования школьников» может быть использован в работе школьных библиотек - медиатек при анализе состава фондов, материального-технического оснащения, уровня развития и использовании в учебном процессе справочно-поискового аппарата, состоянии кадрового потенциала.

Полезная информация:

Особенности формирования у детей морфологической стороны речи
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа. Фи ...

Развитие теории методов обучения в дидактике. Метод как многомерное явление в учебном процессе
Методы обучения - категория историческая. История школы свидетельствует о том, что в разные периоды ее развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во времена феодализма единственной задачей официальной школы ставилось ус ...

Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Связная речь по определению Ф.А. С ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru