В начало раздела 2.1 Для подтверждения нашей гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа на базе муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Мусинская» СОШ Каргатского района Новосибирской области.
Исследование проводилось в двух классах: 2 «Б» - экспериментальный класс; 2 «А» - контрольный класс.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
Констатирующий;
Формирующий;
Контрольный.
Констатирующий эксперимент. Этот эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей изучение начального состояния на практике изучаемого явления, уровня знаний и умений, воспитанности определенных качеств личности или коллектива; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; изучение реальной практики по решению данной проблемы; выбор конкретных методик оценки начального состояния экспериментального объекта.
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня ЗУН экологического образования в контрольном и экспериментальном классах.
Во время констатирующего эксперимента были использованы такие методы исследования, как:
Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной (выявление отношения к различным направлениям деятельности)
Тест «Мое отношение к природе»
Устный опрос учащихся, с целью выявления уровня отношения к предмету окружающий мир;
Метод наблюдения, для выявления внутренней позиции школьника;
Изучение документации учебных заведений. В качестве материала использовались личные дела учащихся, дневники и т.д.
«Письмо зелёному другу»
Для того чтобы проанализировать результаты констатирующего эксперимента необходимо разработать критерии и уровни – это признаки, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
В диагностике критерием является переменная величина, принимающая разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики.
Для того чтобы проанализировать результаты, нами были разработаны критерии и уровни (см. Таблица 1).
Таблица 1
Уровни Критерии |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Эмоционально-мотивационный |
Эмоционально адекватен, (сопереживание другим, понимание другого). |
Эмоции не всегда соответствует ситуациям. |
Неадекватность эмоций. Неадекватное реагирование на события. |
Когнитивный |
У детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны |
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. |
Низкая мотивация. Эти дети на уроках часто занимаются посторонними делами,. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. |
Деятельностный |
Активен, инициативен. |
Средняя активность. |
Пассивность, безразличие. |
Характеристика экспериментального класса
Изучив документацию, мы выявили, что в данном классе всего 12 человека, 7 мальчиков и 5 девочек. Класс занимается по программе «Школы 2100». В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (15 человек), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в обсуждении новой темы или решения задач, выражений и т.п. В классе также есть дети, которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку чтобы отвечать на вопросы (6 человек). Класс занимается по учебникам четвертого класса, часть вторая (1-4). Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются.
Характеристика контрольного класса
В данном классе 11 человека, 4 мальчиков и 7 девочек. Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются. В классе есть дети, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью, и дети, которые не поднимают руку чтобы ответить, не участвуют в коллективной работе.
Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной.
Инструкция к тесту:
Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.
Полезная информация:
Принцип наглядности
Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следую ...
Появление техники батика в СССР
Первые попытки создания нового советского набивного рисунка были довольно робки и шли по пути введения элементов советской символики, таких как серп и молот, пятиконечная звезда и других, в традиционный растительный орнамент. Ткани с подобным рисунком были обычно неброски, с небольшим раппортом и г ...
Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игрово ...