Развитие физиологического и речевого дыхания.
Работа начиналась с развития длительного выдоха без участия речи. С этой целью родителям были предложены на тренингах игровые приемы (Игра «Кораблик», «Кувшинка», «Толстяк – Худенький», «Загони мяч в ворота», и др.) для совместного выполнения с детьми.
После сформированности у детей плавного длительного выдоха, вводились голосовые упражнения для развития речевого дыхания, развивающие силу, тембр и высоту голоса: на гласных, а затем на длительном выдохе – фразы («Немое кино», «Зоопарк»). На совместных занятиях родителя и ребенка по развитию физиологического дыхания, силе и направлению воздушной струи родители вносили элемент соревнования, тем самым стимулируя детей к правильному выполнению упражнений «Кто спрятался?», «На чьем деревце танцуют листочки?» и т.д.(прил.3)
II стадия
На этой стадии логопедическая работа проводилась по следующим направлениям:
Развитие артикуляторной моторики и уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков.
На второй стадии было продолжено развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. Все артикуляционные упражнения выполнялись по подражанию перед зеркалом с использованием картинок-символов. Развитие кинестетических ощущений осуществлялось посредством включения в работу стилизованных изображений «Сказки о веселом язычке», дидактического пособия – макета «Веселый язычок», которые помогали детям постепенно сформировать представления о правильном положении органов артикуляции при произношении заданного звука. При подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звука мы предлагали проводить артикуляционную гимнастику и родителям, тем самым они своим примером вовлекали детей в работу.
Развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза
Дети, научившись на предварительной стадии различать слова, близкие по звуковому составу продолжали закреплять это умение и учились различать слоги:
Логопед произносит слоговой ряд, например: «на – на – на – па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на – но - на», «ка – ка - га - ка», «па – ба – па - па» и т.п.
Затем дети учатся различать фонемы родного языка:
Начинать следует с дифференциации гласных звуков.
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив дифференциацию гласных звуков, дети хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, в дальнейшем аналогично проводится работа по дифференциации согласных фонем. Обучение навыкам элементарных форм фонематического анализа и синтеза проходило на совместных занятиях, где родители и дети предлагали друг другу игровые задания и находили пути решения, используя разнообразные дидактические пособия: «Поющие лягушки», «Веселые звукарики», «Пирамида», «Слоговой поезд» и др.
Задачей этой стадии работы стало формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; умения отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Выделенные направления логопедической работы необходимо реализовывать параллельно.
Перечисленные направления коррекционной работы I и II стадии проводились как в рамках индивидуальных, так и фронтальных занятий, на примере более сложных заданий.
III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.
Нами были специально подобраны и упорядочены задания для каждой стадии работы в соответствии с методическими требованиями, а именно: постепенно нарастала сложность заданий, лексический материал был подобран с учетом системного нарушения речи и других нарушений звукопроизношения с учетом ведущего вида деятельности (в игровой форме), а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подобранный лексический материал способствовал обогащению активного словаря, грамматического строя речи дошкольников.
Полезная информация:
Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...
Экспериментальное изучение двигательной активности детей 5–6 лет
Опытно-экспериментальная работа, проводилась в ДОУ «Огонек» с. Советское, Советского района с 17.01.11 г. по 16.06.11 г. с детьми 5–6 лет условно разделённых на две группы по 7 человек. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 14 человек. На констатирующем этапе проводилась р ...
Физиолого-гигиеническое и педагогическое обоснование двигательного режима
учениц 10-11 классов
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьники, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы продленного дня, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. П ...