Включение родителей в педагогический процесс явилось важным условием для проведения коррекционной работы.
Обучение родителей педагогическим технологиям необходимо проводить непосредственно на занятиях с детьми, демонстрируя способы их применения, обеспечивая тем самым непрерывность педагогического процесса.
Таким образом, второй этап в отличие от первого этапа, носящего информационно-ознакомительный характер, представлял собой практическое включение родителей в коррекционную работу.
Одной из задач коррекционного обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР является формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
Решение этой задачи осуществлялось как на индивидуальных, так и групповых занятиях в ходе коррекционной работы.
Учитывая особенности нарушений звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи были выделены следующие стадии коррекционной работы:
I стадия (предварительная) имеет целью подготовить слуховую, моторную (ручную и речевую) и зрительную систему к последующей работе над звуками.
II стадия – уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.
III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.
На I стадии (предварительной) логопедическая работа проводилась по следующим направлениям:
Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения у детей.
С этой целью родителей обучали, использованию специальных игр (Игра «Угадай, что звучит», «Угадай, чей голосок» и т.д.) и упражнений для домашних занятий с детьми, направленных на:
узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых неречевых звуков и на речевом материале: звуков, звукоподражаний, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу. Велико коррекционное воздействие музыки для создания положительного, эмоционального состояния ребенка. Включение элементов музыкотерапии на занятиях вызывало интерес практически у всех детей. У ребенка возникает естественное желание двигаться, подчиняясь музыкальному ритму, а это, в свою очередь, решает ряд коррекционных задач:
Формирование координированности движений общей и мелкой моторики
Развитие артикуляционных возможностей
Коррекция слухового внимания
Родители получали на дом задания выучить с ребенком какую-либо песенку или танец и двигаться вместе с ним под эту ритмичную музыку, с целью развития моторики, обучения правильному воспроизведению, интонированию пропеваемых отдельных звуков, слогов, слов.
Развитие ручной моторики.
Осуществлялось обучение детей и родителей пальчиковым играм, упражнениям с резиновыми мячами, элементам самомассажа кистей и пальцев рук с привлечением массажера и без него.На теоретических и практических семинарах, посвященным развитию мелкой моторики рук, родителям рассказывалось об оказании благотворного влияния упражнений на развитие речевой функции; проводилось обучение «играм с пальчиками», приемам массажа: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию; комплексу пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи. Работа по развитию мелкой моторики не ограничивалась рамками предварительной стадии, а применялась и на последующих стадиях коррекционной работы при произношении изолированного звука, слога, звукосочетания (в форме звукоподражания), слова, при введении звука в связную речь. Были использованы такие игровые приемы как «сухой бассейн», собирание бус, палочек, игра «Узелки», «Веселые дорожки», «Упражнение с пробкам.
Полезная информация:
Наглядные средства обучения
Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядны ...
Методика совершенствования работы по экологическому воспитанию дошкольников
4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к разработке методики по совершенствованию у детей экологических знаний. Цельюформирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики экологического воспитания в процессе использования игровых обучающих ситуаций. Задачиформирующего эксп ...
Общая характеристика метода учебного проектирования
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы инте ...