В современной дидактике особое внимание уделяется развивающей функции обучения, которая способствует становлению личности школьника и обеспечивает развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей личности в разных областях во многом зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке своих возможностей.
Самоконтроль как интегративное учебно-деятельностное умение, сущность которого состоит в определении цели выполняемой деятельности, сравнении результатов своей учебной деятельности с заданным образцом, обнаружении собственных ошибок и неверных действий и своевременном осуществлении их коррекции.
Самоконтроль выступает одним из важнейших компонентов учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Формирование учебной деятельности выступает важнейшей задачей школьного обучения, задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует две причины недостаточного развития самоконтроля у младших школьников:
1) импульсивность характера ребенка, обусловленная динамическими свойствами нервной системы;
2) несформированность приемов и способов организации деятельности, отсутствие адекватных педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный индивидуальный подход.
В соответствии с этим работа педагога осуществляется по двум основным направлениям.
Первое направление связано с профилактикой возникновения внешних причин недостаточного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля способствуют как общие методы
создание благоприятного психологического климата в классе,
снижение эмоционально-психологических перегрузок детей,
так и специальные
овладение основами организации деятельности учителя и учащихся на уроке,
стимулирующей раскрытие возможностей младшего школьника;
работа в условиях позитивного познавательного конфликта;
обращение к диалогическим формам взаимодействия;
согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
Второе направление связано с предупреждением возникновения внутренних причин проблем становления самоконтроля. В числе субъективных условий и мер профилактики отметим актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, стимулирующих развитие самоконтроля; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности по выявлению значения самоконтроля в учебной деятельности.
Процесс формирования у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности включает три этапа:
а) возбуждение у учеников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;
б) обучение школьников системой знаний, которые раскрывают сущность самоконтроля, пути его формирования;
в) осуществление длительной тренировочной деятельности по выработке умений самоконтроля.
Формирование умения самоконтроля у младших школьников имеет большую личностную значимость, поскольку:
– овладение школьниками действиями самоконтроля общего характера способствует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что содействует активизации их учебно-познавательной деятельности;
– овладение данными действиями позволяет учащимся правильно организовать свою учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих её действий;
– освоение действий контроля способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность и т.п.
Особенности действия самоконтроля у разных учеников могут быть различными, и эти различия могут проявляться в степени автоматизированности его протекания
представляет ли он собой развёрнутое самостоятельное действие или включен в процесс выполнения учебных действий;
в его направленности
контролируется процесс выполнения действий или лишь их результаты,
в критериях, на основе которых строится контроль
материализованная или идеально представленная схема-образец,
во времени её осуществления
после действия, в процессе действия и до его начала и т.п.
Эти и другие характеристики контроля и составляют предмет его диагностики.
Полезная информация:
Подведение итогов
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей пр ...
Компьютер в преподавании курса черчение
Ни одно из достижений науки и техники не вызывало такого длительного и мучительного поиска применений в процессе обучения, как персональный компьютер. Однако, скорость внедрения компьютеров в учебный процесс значительно отстает от темпов развития компьютерных технологий. Проникновение компьютеров в ...
Методы оценки достоверности изменений
Наибольшей популярностью при проверке гипотез о равенстве генеральных средних (математических ожиданий) пользуется t-критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента был разработан английским химиком У.Госсетом, когда он работал на пивоваренном заводе Гиннеса и по условиям контракта не имел права открытой пу ...