9. В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
10. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.
Содержание коррекционной работы по формированию и исправлению недостатков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На первом году обучения работа с пятилетними детьми с общим недоразвитием речи предусматривает следующие виды занятий:
— занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
— занятия по формированию произношения.
Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В I периоде работа по коррекции звукопроизношения проводится только индивидуально.
Во II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по коррекции звукопроизношения проводится 1 раз в неделю.
В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.
В это время фронтальные занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся 2 раза в неделю.
Логопедическую коррекционно-образовательную работу с дошкольниками и их родителями мы разделили на ряд этапов:
1.Организационный
2.Основной
3.Заключительный.
На каждом из этапов мы рассматривали родителей как активных участников коррекционно - образовательного процесса.
Организационный этап содержит несколько периодов:
Стартовая психолого-логопедическая диагностика детей
Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях
Формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.
Период стартовой психолого-логопедической диагностики детей включает в себя следующие действия логопеда по установке взаимоотношений с родителями:
Знакомство родителей с основными этапами диагностики детей и предложение присутствовать на этой диагностике.
Диагностика родителей
Подготовка материала для диагностики.
Родители, как участники процесса, со своей стороны:
Создают позитивное отношение детей на контакт с логопедом при диагностике.
Обеспечивают явку детей на логопедическую диагностику.
По желанию осуществляют наблюдение за процедурой диагностики.
К основным формам взаимодействия логопеда с родителями в этот период мы отнесли родительские собрания, индивидуальные консультации, обсуждение результатов, полученных в ходе обследования.
Индивидуальное консультирование явилось основной формой взаимодействия в этот период, так как многие родители не осознавали необходимости в обследовании, и многие при произнесении слова: «Обследование» высказывали негативную реакцию.
Во втором периоде особое место занимает формирования позитивной установки детей на участие в занятиях логопеда.
Для того, чтобы родители осознали основные направления коррекционной работы, было необходимо разработать определенный алгоритм действий:
Организовать экскурсию родителей и детей в логопедический кабинет для ознакомления с местом проведения дальнейших занятий.
Ознакомить родителей с методами и формами логопедической коррекции;
Ознакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и теми вспомогательными средствами, которые можно использовать в коррекции звукопроизносительной стороны речи (зубная щетка для массажа языка, коктейльные трубочки для выработки правильного речевого дыхания и т.д.) как во время занятий у логопеда, так и для продолжения логопедической работы с ребенком дома.
Полезная информация:
Роль и место параметрических уравнений и неравенств в
формировании исследовательских умений учащихся
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...
Идеи
советских педагогов 1920-1930-х гг
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук (1943). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимент ...
Виды занятий по аппликации в старшей группе
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со спе ...