Вместе с тем, для логопеда и родителей заключительный этап означает не только оценку результативности работы с детьми, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников коррекционно-образовательного процесса.
Таким образом, исходя из данных, которыми располагает логопед о семье ребенка, определяются способы ее поэтапного сотрудничества в коррекционно-речевой работе и постепенного ( по мере приобретения взрослыми умений осознанной, адекватной, результативной помощи детям) расширения степен их включенности в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Выявление эффективности механизма взаимодействия логопеда с родителями в преодолении нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В условиях специального детского сада для детей с общим недоразвитием речи перед логопедом встают особые задачи взаимодействия с семьями детей, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-логопедической работы, а в данном случае преодоление нарушений звукопроизношения, во многом зависит от того, насколько родители понимают речевые проблемы ребенка. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.
Данной проблеме была посвящена наша работа, для реализации которой проводился констатирующий и контрольный эксперименты.
Цель контрольного эксперимента - определить эффективность сотрудничества логопеда с родителями на этапе преодоления фонетических нарушений у детей.
Данный подход к логопедической коррекции является наиболее актуальным и по нему проводятся научные исследования, обобщается опыт педагогов - новаторов.
Диагностика родителей и логопедическое обследование детей проводились по тем же методикам и придерживались тех же принципов, что и констатирующий эксперимент.
По педагогическим наблюдениям и результатам повторного мониторинга родителей выявлено повышение их активности к сотрудничеству с логопедом.
Так, повторная диагностика родителей показала, что 10% родителей более адекватно стали оценивать возможности и состояние своих детей; у 30% повысилась вера в своего ребенка; 30% родителей стремятся предоставлять детям самостоятельность в их деятельности, 20% стали реже упрекать его в неудачах, обращать внимание на достижения ребенка (мама Гали О. постоянно интересуется ее результатами в ходе занятий.); у 40% родителей изменилось эмоциональное отношение к своему ребенку.
Таким образом, степень активности родителей в процессе взаимодействия возросла и как следствие из этого повысился уровень педагогических знаний и соответственно качество помощи детям в процессе преодоления недоразвития фонетической стороны речи. К сожалению, надо заметить, что не все родители приняли активное участие в сотрудничестве (Диаграмма №8). Обследование детей в ходе контрольного эксперимента было направленно на исследование произвольной моторики пальцев рук, моторики органов артикуляционного аппарата, фонематического слуха, языкового анализа и синтеза, звукопроизношения, словарного запаса , грамматического строя и связной речи.
Результаты повторного обследования показали:
При исследовании произвольной моторики пальцев рук в начале затруднения наблюдались у 80% обследованных детей, после занятий напряженность, скованность движений отмечалась у 30%(Дима Н., Женя Ч., Галя О.), у 10%(Сережа П.)сохранилась невозможность выполнения движений (Диаграмма№ 5).
Результаты обследования состояние артикуляционной моторики показали:
при исследовании двигательных функций артикуляционного аппарата
(губ, челюсти, языка) до занятий с заданиями справлялись 30% детей, после занятий – 80%. У 20% детей (Сережа П.,Женя Ч.) отмечается недостаточно точное выполнение проб.
Полезная информация:
Объективность и полнота информации в управлении образовательными
системами
Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информ ...
Базовые, профильные предметы и элективные курсы
Согласно "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", построенной с опорой на отечественные теоретические разработки в области дифференциации обучения (см. п. 1.1. настоящей диссертации) и зарубежный опыт профилизации общего образования (см. п. 1.3.), структура ...
Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с
умственной отсталостью на уроках швейного дела
При установлении различий между объектами учащиеся, пишет исследователь Т.В. Башаева, с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразные суждения, чем при определении их сходства. Снижение возможности обобщения – эт ...