Основные формы взаимодействия логопеда и родителей организованные во втором периоде – индивидуальные консультации, экскурсии.
Проведя работу по ознакомлению родителей и детей с обучающе-развивающей средой, и сформировав позитивную установку у родителей и детей на участие в занятиях, мы приступили к следующему не менее важному периоду первого организационного этапа.
Третий период организационного этапа – формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми.
Информационная готовность определена как осознание, понимание и оценка значимости предстоящей коррекционно-развивающей деятельности, а также значение путей и средств достижения поставленной цели – исправление речевых нарушений у дошкольников.
Алгоритм действий логопеда включает в себя:
предоставление полной информации родителям об уровне речевого развития их ребенка
ориентирование родителей в видах и причинах речевых нарушений
проектирование образовательного маршрута ребенка
определение роли родителей в предстоящей коррекционно-логопедической работе
Основные формы взаимодействия логопеда и родителей организованные в этот период – тематические консультации, семинары, индивидуальные консультации,собеседование по выбранным индивидуальным образовательным маршрутам детей, информационные средства.
Таким образом, основными направлениями сотрудничества учителя-логопеда с родителями на первом этапе явились:
Настрой детей на логопедическую коррекцию;
Определение роли родителей в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР;
Оценка результатов логопедического обследования;
Совместное обсуждение индивидуального маршрута коррекции.
Мы считаем, что на первом этапе логопед должен предпринять все, чтобы сделать семью партнером в своей работе, так как её участие в значительной степени определит эффективность коррекции.
Основное участие родителей проявилось на втором – основном этапе коррекционно-логопедической работы.
Основной этап включает в себя:
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
Психолого-логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и
характера коррекционно-логопедического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Составная часть коррекционно-речевой работы с детьми на основном этапе – психолого-логопедический мониторинг.
Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер психолого-логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу родителей.
Большое значение в выборе той или иной формы работы имеет степень коррекционно-педагогической компетентности родителей и их заинтересованность в результатах логопедической работы.
Для этого важно провести повторный мониторинг родителей, с целью:
уточнения родительской осведомленности об успехах ребенка
отслеживания заинтересованности родителей в устранении речевых нарушений у детей
Анализ сегодняшней ситуации констатирует, что многие родители не знали какие звуки нарушены у его ребенка; какие поставлены, в ходе логопедической работы.
Таким образом, форма анкетирования позволила родителям оценить свой уровень осведомленности в речевых нарушениях ребенка, проявить активность в повышении педагогической компетентности и участии в образовательном процессе.
На основном этапе существенно пополнился арсенал форм работы логопеда с близкими взрослыми ребенка.
Как наиболее целесообразные средства практической организации методической помощи родителям были организованы индивидуальные и групповые консультации, семинары, обучающие методам коррекционной работы в домашних условиях, практикумы, которые проходили для родителей в форме «Открытых занятий», организация совместной работы взрослых и детей, тренинги.
Полезная информация:
Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выпускает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащийся преобразует и охраняет ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее зак ...
Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Как мы уже указывали, в дошкольном возрасте ребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логического рассуждения, опирающегося на понятия. Чем младше ребенок, тем чаще он пользуется практическими пробами, чем он старше, тем больше прибегает ...
Воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупностью организаций, возникших и созданных для тех же целей. В зависи ...