Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень).
2. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень).
Базой для нашего исследования стал МАДОУ № 208. Исследование проводилось в сентябре 2012 года.
Нами были обследованы 10 детей логопедической группы среднего возраста, из которых в экспериментальную группу вошло 6 человек, с заключением ОНР (II уровень). (Приложение 1.Речевые карты). Состояние речи 4 детей, характеризовалось I уровнем речевого развития.
В выпускной квалификационной работе, для обследования состояния словаря существительных, у детей экспериментальной группы использовалась методика Жуковой, Филичевой, Мастюковой, которая была адаптирована к задачам обследования.
Таблица 1 Список детей экспериментальной группы
Имя |
Возраст |
Заключение ПМПК |
Анамнез |
1.Алексей Ж. |
4,6 лет |
Общее недоразвитие речи (II уровень) | |
2. Радмир А. |
4,1 |
Общее недоразвитие речи (II уровень) | |
3.Софья К. |
4,1 |
Общее недоразвитие речи (II уровень) | |
4. Амалия Р. |
4,5 |
Общее недоразвитие речи (II уровень) | |
5. Дима З. |
4,2 |
Общее недоразвитие речи (II уровень) | |
6.Артем М. |
4,1 |
Общее недоразвитие речи (II уровень) |
На первом этапе была изучена медико-педагогическая документация. На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент.
Обследование состояния лексического словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Экспериментатор просит детей показать и назвать картинки. Результаты эксперимента занесены в таблицы. Для оценки использовалась балльная система:
Оценка для заданий: + 1 балл за каждый правильный ответ.
Обследование номинативного словаря
А. Предметный словарь (на понимание) в импрессивной речи:
Логопед предлагает ребенку показать расставленные (разложенные) перед ним картинки, игрушки, предметы посуды и т.д.
1.Покажи игрушки (куклу, машину, пирамидку, пароход, трактор, кубики, мячик, матрешку, рыбку, погремушку);
2.Покажи овощи (морковь, картофель, огурец, помидор, редиску,, капусту, лук, чеснок, горох, свёклу, тыкву);
3.Покажи фрукты (яблоко, грушу, апельсин, мандарин, банан, ананас);
4.Покажи животных (кошку, собаку, корову, лошадь, козу, зайца, волка, лису, медведя, белку);
5.Покажи посуду (тарелку, ложку, чашку, вилку, нож, кастрюлю, чайник, сахарницу, блюдце, сковородку );
6.Покажи мебель (кровать, диван, стул, стол, табуретку, кресло, кровать, шкаф, тумбочку).
Б. Предметный словарь (на называние) в экспрессивной речи:
Экспериментатор просит показать и назвать те же картинки, что даны в импрессивной речи. Результаты занесены в таблицы.
В. Сравнение полученных результатов, с целью оценить соотношение пассивного и активного лексического словаря у детей с ОНР (II уровень)
Обследование состояния лексического словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Результаты занесены в таблицы и диаграммы.
В анализе состояния лексики обследуемых отмечалось соотношение активного и пассивного словаря, понимание лексического значения употребляемых слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок - отсутствие слова (слово не называется), их замены, искажения.
Полезная информация:
Происхождение природных горючих ископаемых
Ответ на вопрос о происхождении каменного угля однозначен и дан еще М.В.Ломоносовым. Многочисленные образцы отпечатков не только листьев, но и целых стволов деревьев неоспоримо свидетельствуют о том, что уголь образовался из остатков древних растений. Существует много свидетельств в пользу органиче ...
Виды памяти по объекту запоминания
Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо проявляется у всех лю ...
Структура силовых способностей человека
При педагогической - характеристике качества силы человека выделяют следующие её разновидности: 1. Максимальная изометрическая (статическая) сила, показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц 2. Ме ...