Анализ современных программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления с числами и цифрами

Образование и воспитание » Ознакомление детей с цифрами в дошкольном учреждении » Анализ современных программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления с числами и цифрами

Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.

Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением. Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые. Важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.

Результаты анализа программ отражены в таблице.

В Республике Беларусь в основном обучение детей происходит по программе «Пралеска», по моему мнению, она в достаточной степени помогает педагогу вести работу по ознакомлению детей с числом и цифрой. Остальные программы так же достаточно полно отражают задачи, которые помогут у дошкольников сформировать количественные представления.

дошкольник цифра обучение

Таблица 1

Возрастная группа

«Пралеска»

«Детство»

«Радуга»

2 младшая

Формировать элементарные математические представления о количестве; учить находить «один» и «много» предметов и явлений в ближайшем окружении (в группе, в помещении детского сада, дома). Различать группы предметов по признаку количества (много—один, мало—один); обучать практическому способу сравнения множеств по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением при помощи стрелки). Знакомить с опосредованным способом сравнения множеств (путем количественного пересчета элементов множеств и сравнения полученных чисел) в пределах 5— 7—10.

Содействовать пониманию независимости числа от количественных и пространственных признаков элементов множеств.

Познакомить с цифрами как условными знаками, обозначающими число (в пределах изученных чисел);

формировать первоначальные умения порядкового счета.

Содействовать пониманию связи и отношения между смежными числами.

Формировать понятие «половина» (одна из двух равных частей), представление о соотношениях между частью и целым.

Различать один/много, много/мало, один/мало. Иметь первичное представление о соответствии 2 (3,4) предметов по количеству (столько же).

Дети должны распознавать количество в пределах 5 на глаз, без пересчета, понимать слова мало/много, пустой/полный, различать 1-2 предмета.

Средняя группа

Обозначать количество числом и цифрой в пределах 5-10. иметь представление о количественном и порядковом назначении числа. Обобщать группы предметов, звуков, движений по числу; связи между числом, цифрой, количеством: чем больше, тем большим числом они обозначаются.

Считать наизусть до 10. Пересчитывать и отсчитывать в пределах 10. Отмеривать произвольной меркой заданное количество.

Различать цифры.

Старшая группа

Развивать умения сравнивать множества практическим путем и опосредованно (путем счета) (граница количественного и порядкового счета на шестом году жизни — 10, на седьмом году жизни — 20). Расширять и закреплять знания о цифрах от 0 до 9; побуждать и упражнять в их узнавании, различении; знакомить с элементами знаковой системы (на шестом году — =, >, <; на седьмом году — +, -, =, >, <, -^).

Знакомить с составом числа из двух меньших чисел (до 10), из единиц (до 5).

Количественное и порядковое значение числа, получаемого в результате сосчитывания элементов частей (долей), измерения длины, массы и объема, календарного и числового времени. Цифры от 0 до 9.

Связи и зависимости между числами, отношения числе (меньше, больше на 1,2).

Состав числе из единиц. Различение и использование в играх монет.

Счет наизусть до 20. Обратный счет в пределах 10.

Пересчет в пределах 10 (закрепление). Отсчет в пределах 10. (закрепление)

Порядковый счет в пределах 10. Сравнение по количеству (дискретные объекты).

Использование понятий: равно/не равно, больше/меньше. Понимание и использование соответствующих знаков.

Сравнение по количеству (непрерывные величины). Практические способы сравнения (приложение, переливание и т.д.); сравнение с помощью условной мерки (опосредованно).

Представление о действии сложения «+» Представление о действии вычитании «-». Отрицательные числа.

Представление о действии деления.

Равные и неравные части.

Деление на две равные части пополам. Половина. Деление на 3,4,6,8 равных частей.

Дробные числа.

Представление о действии умножения.

Запись цифрами чисел 10-20.

Полезная информация:

Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для детей с ОНР характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласо ...

Развитие теории методов обучения в дидактике. Метод как многомерное явление в учебном процессе
Методы обучения - категория историческая. История школы свидетельствует о том, что в разные периоды ее развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во времена феодализма единственной задачей официальной школы ставилось ус ...

Системы оценивания
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок, семантически многообразных в пределах полярных понятий «хорошо–плохо». Как и в Европе, это была трёхразрядная система оценок. К примеру – разряды Киевской духовной академии 1737 года: высший разряд, обозначающий очен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru