Обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Образование и воспитание » Обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словарь старшего дошкольника можно рассмотреть в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется (А. В. Захарова).

Ранний период формирования речи, в том числе и овладения словом, всесторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин, Е. С. Кубрякова и др.

На настоящее время в исследованиях разных авторов достаточно широко представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическим и грамматическим компонентами оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций.

Формированию лексического словаря у детей посвящено множество исследований, в которых этот процесс освещается в психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах. Ранний этап развития речи у детей, овладения словом, широко описывается в трудах таких авторов, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д. Б. Эльконин и др.

Л. С. Выготский отмечал: «Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущей деятельностью». Изначально это предметная деятельность, позднее игровая, учебно-игровая и учебно-познавательная. В процесс овладения речи входит усвоение всех функций речи: номинативной, индикативной (указазательной), коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и эмотиотивной.

Для правильного формирования речи детей необходимо сочетание различных предпосылок: психологические, (сформированность высших познавательных функций: память, мышление и т.д.) анатомо-физиологических, (сохранность строения центральных и переферических отделов речевого аппарата) и социальные (благоприятные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме).

Цель исследования: изучение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень) и определение оптимальных путей логопедической работы по его обогащению.

Объект исследования: словарь дошкольников с ОНР (II уровень).

Предмет исследования: обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень).

Гипотеза: обогащение предметного словаря у дошкольников с ОНР (II уровень) будет эффективным при условии наглядного и стимульного материала и его актуализации в импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе различных видов деятельности.

Задачами нашего исследования стали: 1. Изучение педагогической, научной, методической литературы по данной проблеме.

2. Изучение психолого-педагогических особенностей детей данной категории.

3. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень).

4. Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса.

5. Качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования.

Методами нашего исследования были:

1. Анализ педагогической, научной и методической литературы. 2. Наблюдение (опосредованное, открытое, скрытое).

3. Эксперимент (констатирующий и формирующий).

4. Анализ полученных данных.

Теоретико-методологической основой стали работы авторов А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского, в которых описывалось формирование словаря существительных у детей в онтогенезе и работы таких авторов как Е. М. Мастюкова, Т. Б.Филичева, Г. А.Чиркина, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с ОНР.

Теоретическая значимость: обобщенные данные теоретической и методической литературы по проблеме изучения формирования словаря дошкольников с ОНР.

Практическая значимость: использование логопедами в своей работе практических материалов при формировании словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

Полезная информация:

Классификация национальных подвижных игр направленных на развитие двигательных качеств
Народные подвижные игры классифицируются с точка зрения их прикладности в практической деятельности. Немалое число народных подвижных игр носит прикладной характер, чаще всего обусловливающий характерными национально-традиционными чертами образа жизни народа, а отдельные из них уже признаны в качес ...

Этапы процесса рефлексии
В контексте рассмотрения рефлексии как процесса деятельности и мышления необходимо выделить этапы рефлексивного освоения деятельности. Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий (53) Исследование ситуации. 2) Выявление затруднений в деятельности.3) Установление причин затруднений. 4) ...

Родительские стили воспитания и установки
Родительские установки, или позиции, - один из наибо­лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно­шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо­собов поведения с ним. Понятие «родите ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru