Рис. 2.3 - Влияние на мотив выбора профессии студента
Собираются получать дополнительную профессию 58% студентов, затрудняются ответить на данный вопрос - 16% и 38% с уверенностью ответили, что не будут получать дополнительную профессию.
Таким образом, можно сказать, что адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.
Когнитивный компонент выступает составляющим профессиональной компетентности, который состоит из знаний профессиональной деятельности и умений применять полученные знания в производственной деятельности.
Определения сформированности когнитивного компонента исследованы в ходе прохождения педагогической практики путем анализа отчетов по производственной практики студентов группы ГМ-11-07 для выявления умения применять знания в профессиональной деятельности и стремлении к профессиональной компетентности.
Согласно анализу данных по производственной практике группы ГМ-11-07 за период с 24 ноября 2008 – 2 февраля 2009 года завершили с оценкой «отлично» – 58%, «хорошо» – 32% и «удовлетворительно» - 10% студентов. Это свидетельствует о том, что больше половины будущих выпускников техникума могут в полном объеме применять полученные знания по выбранной профессии.
Коммуникативный компонент выступает составляющим профессиональной мобильности, заключается в межличностной коммуникации и межличностном восприятии.
Для исследования межличностной коммуникации личности использовалась анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным.
Коммуникативность как черта развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек-человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
Эксперимент проводится в группе. Испытуемым раздается вопросник коммуникативных и организаторских склонностей, лист для ответов и зачитывается инструкция. Представленная анкета состоит из 40 вопросов, предлагается ответить на все вопросы таким образом: если ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа ответов рекомендуется поставить «+», если же ваш ответ отрицателен – поставить «-». При этом необходимо следить, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда записывают свой ответ совпадали.
Интерпретация данных производилась с помощью дешифратора, подсчитывая количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. Далее вычислялись оценочные коэффициенты и сопоставлялись со шкальными оценками.
В результате анкетирования по коммуникативным склонностям были получены следующие данные, которые представлены на рис. 2.4
Рис. 2.4 - Оценка коммуникативных склонностей студентов техникума
Коммуникативные склонности присущи на уровне ниже среднего 5% испытуемым. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Средний уровень проявления коммуникативных склонностей характерен для 68% испытуемых. Они стремятся контактам с людьми и не ограничивают круг своих знакомств, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей. К группе с высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей относятся 20% студентов. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, проявляют инициативу в общении. Обладают очень высоким уровнем появления коммуникативности всего 7% опрошенных. Они испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, могут внести оживление в незнакомую компанию. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли их потребность в коммуникации.
В результате анкетирования по организаторским склонностям были получены следующие данные, которые представлены на рис. 2.5.
Полезная информация:
Игра как метод экологического образования
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически гр ...
Теоретические и эмпирические методы исследований
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы ...
Логико-дидактический анализ темы «Подобные треугольники
» по учебнику Атанасяна Л.С
Тема подобные треугольники в учебнике Атанасяна Л.С. вводиться в 8 классе и включает в себя четыре параграфа, каждый из которых делиться на пункты. §1. Определение подобных треугольников. §2. Признаки подобия треугольников. §3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. §4. соотнош ...