Актуальность работы определяется основными направлениями модернизации современного образования, новыми, выдвинутыми временем, требованиями к профессиональной подготовке выпускников среднего профессионального учебного заведения, важнейшим из компонентов которых является профессиональная мобильность будущего специалиста. Это подтверждается государственными образовательными стандартами, определяющими требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профессиональных учебных заведений; «Программой стратегического развития России на 2001- 2010 годы»; «Федеральной программой развития образования на 2006 - 2011годы», в которой нашли отражение и программные цели ЮНЕСКО; «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», где отмечается, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, профессионально мобильного, способного к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готового к непрерывному профессиональному росту.
Поиск инновационных технологий, направленных на модернизацию образования, сближение российской системы среднего профессионального образования с объединенными Болонской декларацией системами образования европейских стран привели к необходимости изучения накопленного в этих системах опыта формирования профессиональной мобильности. При этом необходимо проанализировать целесообразность возможного использования европейского опыта в условиях российского профессионального образования, основываясь на сопоставлении общего, особенного и специфичного в европейской и российской практике формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.
Особое внимание обращают на себя успехи «обучения, ориентированного на профессиональную индивидуальную деятельность», или «личностно-ориентированного обучения», реализуемого в системе профессионального образования Германии, являющейся одним из основных экономических партнеров России. Личностно-ориентированное обучение способствует формированию таких составляющих профессиональной мобильности специалистов, как способность к рефлексии личностного уровня профессионализма, к объективной оценке степени происходящих в профессиональной деятельности изменений и соответствующих изменений профессионально важных личностных качеств; готовность будущего специалиста к преобразованию себя и окружающей образовательной среды в соответствии с тенденциями социально-экономического развития; способность проектировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать свое развитие, свободно принимать решения в ситуации выбора. Опыт личностно-ориентированного обучения представляет особый интерес для российской системы профессионального образования еще и потому, что он не противоречит российскому опыту реализации личностного подхода, который остается одним из главных в процессе профессиональной подготовки специалистов.
Разработке проблемы формирования профессиональной мобильности в процессе профессионального образования посвящено немало исследований. Еще в 60-е г. XX в. С.Я. Батышев, один из патриархов российской педагогики профессионального образования, рассматривал в своих трудах проблему подготовки профессионально мобильных специалистов. Система основных ориентиров для понимания и исследования рассматриваемого феномена была во многом определена научными трудами В.П. Беспалько, П.Ф. Кубрушко, Б.Т. Лихачева, И.И. Пидкасистого и др.
Однако, несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня немного исследований, раскрывающих сущностные основания организации процесса личностно-ориентированного обучения как средства формирования профессиональной мобильности будущих специалистов – студентов российских профессиональных учебных заведений, особенно профессионально-технических учебных заведений, выпускники которых оказывают непосредственное влияние на формирование профессиональной мобильности работников производственной и экономической сферы деятельности в России. Мало изучены условия, принципы организации, закономерности построения структуры и содержания данного процесса с учетом особенностей развития российской системы среднего профессионального образования и социально-экономической ситуации в России.
Анализ теории и практики образовательной деятельности в российских профессиональных учебных заведениях, в том числе в профессионально-технических, свидетельствует о том, что подходы к решению проблемы формирования профессиональной мобильности будущего специалиста еще недостаточно систематизированы. Их поиск и реализация зачастую осуществляются на основе интуиции преподавателей средней профессиональной школы, без опоры на научные обоснования.
Комплексный анализ перспектив организации процесса личностно-ориентированного обучения как средства формирования профессиональной мобильности студентов средних профессиональных учебных заведений, а также осмысление известных научных публикаций по данной теме позволил выделить ряд противоречий:
между потребностью общества в профессионально мобильных специалистах и работниках производственной сферы, с одной стороны, и недостаточной готовностью преподавателей и педагогов профессионального обучения, работающих в российской системе профессионального образования, к организации педагогической работы по формированию профессиональной мобильности будущих специалистов, с другой стороны;
между необходимостью подготовки мобильных кадров, способных организовать работу по формированию профессиональной мобильности в образовательном процессе учреждений профессионального образования, и недостаточным научным обоснованием организации образовательного процесса их подготовки в данном аспекте;
между необходимостью совершенствования процесса подготовки в мобильных специалистов в среднем специальном учебном заведении, и недостаточной изученностью условий, принципов, содержания и методов реализации в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения как средства формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.
На основании анализа актуальности и выявленных противоречий определена проблема исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании условий, содержания, технологий и методов реализации профессионального обучения как средства формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза.
Обозначенная проблема, важность ее научно-теоретического обоснования и практического решения обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной мобильности студентов в процессе подготовки специалистов в среднем профессиональном учебном заведении».
Цель исследования - выявление, определение и обоснование теоретических и технологических основ организации процесса формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в условиях профессионального обучения.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс среднего профессионального учебного заведения.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональной мобильности студентов в современных условиях.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование профессиональной мобильности студентов будет эффективным при выполнении следующих условий:
теоретическое моделирование и включение в содержание личностно-ориентированного обучения профессионально ориентированных ситуаций, предполагающих развитие у студентов готовности к осознанию и принятию различных функций и ролей образовательного процесса, способности адаптироваться к профессиональным условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях;
организация педагогической системы в профессиональном учебном заведении личностно-ориентированной образовательной среды, направленной на формирование у будущих специалистов способности приводить в соответствие с установками и потребностями общества уровень своих социальных и профессиональных качеств, на обеспечение их активной жизненной позиции.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты формирования профессиональной мобильности в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения.
2. Выявить и определить сущность, содержание и структуру личностно ориентированного обучения в аспекте его влияния на формирование профессиональной мобильности будущих специалистов.
3. Обосновать концепцию формирования профессиональной мобильности студентов в условиях личностно-ориентированного обучения.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ практической деятельности профессионального образовательного учреждения; моделирование образовательного процесса; педагогическое наблюдение за процессом реализации личностно-ориентированного обучения студентов; анкетирование; тестирование; методы математической статистики для обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Применительно к условиям профессионального образования дана сущностная характеристика профессионального обучения, которое рассматривается как процесс, направленный на формирование и развитие у будущих специалистов способности достигать соответствия своих социальных и профессиональных качеств установкам и потребностям общества.
2. Выявлена и обоснована возможность формирования профессиональной мобильности студентов в процессе обучения в специально организованных профессионально ориентированных ситуациях, предполагающих развитие у студентов способности адаптироваться к условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях.
3. Разработана педагогическая технология формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в процессе обучения на основе использования интерактивных форм и методов обучения и организации профессионально-ориентированных ситуаций.
4. Обоснована необходимость организации образовательной среды, направленной на развитие у будущих специалистов способности адаптироваться к условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
расширено понимание профессионального обучения как базового компонента современного профессионального образования, направленного на формирование профессиональной мобильности будущего специалиста, развитие у него способности гибкого реагирования, преобразования себя и окружающей профессиональной и социокультурной среды;
определена структура образовательной среды, обеспечивающей реализацию профессионально-ориентированных ситуаций в условиях профессионального учебного заведения;
выделены уровни сформированности профессиональной мобильности будущих специалистов и критерии оценки их
Ключевым условием усиления экономической роли России и повышения ее благосостояния является обеспечение роста конкурентоспособности страны. Главным преимуществом высокоразвитой страны является формирование ее человеческого потенциала, во многом определяющееся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в ближней и дальней перспективе.
Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России определяется во многом созданием условий для подготовки в учреждениях профессионального образования конкурентоспособных специалистов для различных сфер производственной деятельности. Важнейшей задачей в подготовке такого специалиста является обеспечение в образовательном процессе условий формирования социальной и профессиональной мобильности будущего специалиста, его профессиональной самостоятельности и социальной коммуникативности.
Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования должно стать приведение содержания профессионального образования и методов оценки качества образования в соответствии с требованиями современного общества, экономики и личности, что потребует создания условий и их обеспечения для подготовки социально ориентированного и конкурентоспособного специалиста.
Среднее профессиональное образование имеет большие возможности для подготовки квалифицированных, практикоориентированных специалистов, обладающих многофункциональными умениями, способных работать в современных условиях наукоемкого и высокотехнологичного производства. В связи с этим в последнее время возрастает занятость специалистов со средним профессиональным образованием, что отмечалось в докладах Европейского фонда образования и Совета Европы, посвященных профессиональному образованию в Центральной и Восточной Европе.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе среднего звена, в соответствии с социальными и экономическими потребностями общества и запросами личности. Важным концептуальным положением обновления содержания образования является компетентностный подход, цель которого - обеспечение качества подготовки специалистов.
Российское образование перешло на Государственные стандарты, что требует совершенствования подготовки специалиста, становления его как профессионала, глубоко знающего свою профессию и легко ориентирующегося в новейших достижениях в области своей профессиональной деятельности, и педагогически компетентного. На современном предприятии нужен специалист эрудированный, свободно и критически мыслящий, готовый к исследовательской работе, к реализации личностного подхода в проектировании стратегии собственного профессионально-личностного становления, способный самоактуализироваться в своей профессиональной деятельности, обрести профессиональную мобильность, личностный авторитет и статус.
В новом Образовательном стандарте, среди прочих требований к специалисту-менеджеру отмечается способность эффективно управлять коллективом сотрудников предприятия, что предполагает владение профессиональной мобильностью. Будущий руководитель трудового коллектива призван выполнять среди множества функций также и воспитательную.
Наблюдения работников руководящего звена (структурных подразделений) предприятий и организаций показывают, что на многих предприятиях проявляется стереотипность в решении коммуникативно-производственных и профессиональных ситуаций, что определяет отсутствие у работников предприятий стремления к профессиональному и личностному совершенствованию, достижению более высоких результатов в труде, а также обусловливает текучесть кадров на предприятиях. Профессиональная мобильность работников большинства предприятий находится на низком уровне. Они испытывают трудности при инициировании и поддержании общения, аргументировании собственных позиций в решении коммуникативно-производственных ситуаций, не способны корректировать собственное поведение в ситуациях профессионального общения, прислушаться к мнению коллег, адекватно оценивать собственное участие в совместной работе. Поиск причин такого состояния позволил нам обратиться к анализу подготовки менеджеров в техникуме.
В психолого-педагогической литературе понятие «мобильность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, включающих потенциал и способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Полезная информация:
Виды музыкальных игр и их использование в классах коррекции
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с ЗПР. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности. В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с ЗПР по ...
Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к
математике
Эксперимент по выявлению эффективности методики организации внеклассной работы по математике и ее воздействия на познавательный интерес учащихся был начат в 1 «а» классе 2005 – 2006 года на базе средней общеобразовательной школы №75 г. Новосибирска и был продолжен во 2 «а» классе 2006 – 2007г. Во 2 ...
Физическое воспитание как условие сохранения
психофизического и социального здоровья детей
Физическое воспитание имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для человека занятии физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к занятиям физической культурой и спор ...