Особенности системы формирования профессиональной мобильности в учебном и воспитательном процессе ГОУ СПО «Комсомольского-на-Амуре металлургического техникума»

Образование и воспитание » Формирование профессиональной мобильности в процессе подготовки специалистов в металлургическом техникуме » Особенности системы формирования профессиональной мобильности в учебном и воспитательном процессе ГОУ СПО «Комсомольского-на-Амуре металлургического техникума»

Страница 1

Для определения уровня сформированности профессиональной мобильности будущих менеджеров в системе государственной службы в контексте реальной ситуации взаимодействия была выбрана 1 экспериментальная группа (ГМ-11-07), в количестве 22 человек.

В исследовательской работе для выявления уровней сформированности профессиональной мобильности использовались: анкета для определения мотива выбора профессии, данные анализа отчетов по производственной практики студентов группы ГМ-11-07 для выявления умения применять знания в профессиональной деятельности и стремлении к профессиональной мобильности, анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным и ситуативная игра, которая позволяет оценить способность к самовыражению, самореализации, и оказывать влияние на партнера. Рассмотрим подробнее полученные данные в ходе контрольно-диагностических заданий.

Рассматривая структуру профессиональной мобильности как единство ее компонентов, мы оцениваем степень ее сформированности по следующим критериям:

мотив выбора профессии (мотивационный компонент);

применение знаний в решении профессиональных ситуаций, аргументированное выдвижение собственных мнений в решении коммуникативно-производственных ситуаций (когнитивный компонент);

межличностная коммуникация (коммуникативный компонент);

способность влиять на мнения других, а также способность к самовыражению и саморазвитию (рефлексивный компонент).

Эти критерии оценки сформированности профессиональной мобильности служат исходным моментом для определения уровней развития данного качества у студентов – будущих менеджеров.

В качестве критериев оценивания мы выделили низкий, средний и высокий уровень развития

Для оценивания профессиональной мобильности студентов использовали следующие четыре компонента: мотивационный, когнитивный, коммуникативный, рефлексивный.

Мотивационный компонент выбран в качестве составляющих профессиональной мобильности, которая позволила определить мотив профориентации. Для его оценки используем анкетирование. Анкетирование – метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета. Она дает возможность получить информацию о больших группах людей, путем опроса какой-то части. Нами была разработана анкета, включающая в себя ряд вопросов касающихся мотивов выбора профессии. Данная анкета позволяет оценить удовлетворенность студентов своей специальностью. Получив данные, можно выработать предложения относительно неудовлетворенности отдельных студентов своей будущей профессией.

Таким образом, этот и другие методы, представленные в работе могут оказать существенную помощь в получении информации, необходимой для принятия обоснованного решения по регулированию совершенствования деятельности социально-психологической службы.

Для выявления мотива выбора профессии в анкете студентам предлагается 4 вопроса, три из которых предполагает ответ путем выбора подходящего варианта или вариантов, поставив рядом знак «+» или обвести в кружок, либо написать свой вариант. Последний вопрос предполагает ответ с обоснованием.

По результатам анкетирования были получены следующие показатели, характеризующие мотив выбора профессии.

При выборе данной профессии 58% студентов исходили из своих возможностей и дальнейшей перспективы трудоустройства в сфере будущей деятельности. В свою очередь 38% обучающихся считают, что будущая сфера их деятельности обеспечит хорошие материальные выгоды, то есть высокий заработок, а также работать в таких условиях чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций. А 16% опрошенных надеются, что приобретаемая профессия поможет достичь высокого общественного положения, известности, получить признание окружающих.

В избранной профессии привлекает сам процесс трудовой деятельности 22% студента. В свою очередь 20% студентов привлекает в профессии устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях, понимать намерения, помыслы, настроение других людей и умение мысленно ставить себя на место другого человека, умение быстро разбираться во взаимоотношениях с людьми, хорошо понимать и знать личные качества многих и находить общий язык с разными людьми. Интерес к результатам своей деятельности, их пользе для общества – 18% и перспективность вызывает у 21% опрошенных, что способствует профессиональному росту и продвижению по служебной лестнице. Остальные проценты распределились следующим образом: привлекают к выбранной профессии условия труда – 2%; возможность создавать что-либо своими руками - 2% респондентов; заинтересованность в подвижной работе и возможности получения новых впечатлений отдали предпочтение 3% респондентов; возможность творческой деятельности - 3%; высокая степень ответственности – 3%; возникновение сложных и даже опасных ситуации 3%; независимость – 3%. Изучение мотивов выбора профессии студентами показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 43% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 24% - по совету родителей, 12% - по совету родственников, 10% - по рекомендации педагогов, 6% - под влиянием средств массовой информации, еще 5% - руководствуются советами случайных людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Умственное развитие младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определен ...

Физическое развитие и двигательная подготовленность девушек старшего школьного возраста
В современный научный трактовке, под физической подготовленностью понимают результат физической подготовки воплощенный в достигнутой работоспособности, в сформированных прикладных двигательных умениях и навыках способствующих эффективности , целевой деятельности. Известно, что оценка физической под ...

Теоретическое обоснование экспериментальной программы
Анализ литературных источников позволил исследовать состояние проблемы формирования культуры движений у школьников в процессе занятий физической культурой и обосновать необходимость настоящего исследования. 1. На основании данных, имеющихся в изученной нами психолого-педагогической литературе, уста ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru