Для определения уровня сформированности профессиональной мобильности будущих менеджеров в системе государственной службы в контексте реальной ситуации взаимодействия была выбрана 1 экспериментальная группа (ГМ-11-07), в количестве 22 человек.
В исследовательской работе для выявления уровней сформированности профессиональной мобильности использовались: анкета для определения мотива выбора профессии, данные анализа отчетов по производственной практики студентов группы ГМ-11-07 для выявления умения применять знания в профессиональной деятельности и стремлении к профессиональной мобильности, анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным и ситуативная игра, которая позволяет оценить способность к самовыражению, самореализации, и оказывать влияние на партнера. Рассмотрим подробнее полученные данные в ходе контрольно-диагностических заданий.
Рассматривая структуру профессиональной мобильности как единство ее компонентов, мы оцениваем степень ее сформированности по следующим критериям:
мотив выбора профессии (мотивационный компонент);
применение знаний в решении профессиональных ситуаций, аргументированное выдвижение собственных мнений в решении коммуникативно-производственных ситуаций (когнитивный компонент);
межличностная коммуникация (коммуникативный компонент);
способность влиять на мнения других, а также способность к самовыражению и саморазвитию (рефлексивный компонент).
Эти критерии оценки сформированности профессиональной мобильности служат исходным моментом для определения уровней развития данного качества у студентов – будущих менеджеров.
В качестве критериев оценивания мы выделили низкий, средний и высокий уровень развития
Для оценивания профессиональной мобильности студентов использовали следующие четыре компонента: мотивационный, когнитивный, коммуникативный, рефлексивный.
Мотивационный компонент выбран в качестве составляющих профессиональной мобильности, которая позволила определить мотив профориентации. Для его оценки используем анкетирование. Анкетирование – метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета. Она дает возможность получить информацию о больших группах людей, путем опроса какой-то части. Нами была разработана анкета, включающая в себя ряд вопросов касающихся мотивов выбора профессии. Данная анкета позволяет оценить удовлетворенность студентов своей специальностью. Получив данные, можно выработать предложения относительно неудовлетворенности отдельных студентов своей будущей профессией.
Таким образом, этот и другие методы, представленные в работе могут оказать существенную помощь в получении информации, необходимой для принятия обоснованного решения по регулированию совершенствования деятельности социально-психологической службы.
Для выявления мотива выбора профессии в анкете студентам предлагается 4 вопроса, три из которых предполагает ответ путем выбора подходящего варианта или вариантов, поставив рядом знак «+» или обвести в кружок, либо написать свой вариант. Последний вопрос предполагает ответ с обоснованием.
По результатам анкетирования были получены следующие показатели, характеризующие мотив выбора профессии.
При выборе данной профессии 58% студентов исходили из своих возможностей и дальнейшей перспективы трудоустройства в сфере будущей деятельности. В свою очередь 38% обучающихся считают, что будущая сфера их деятельности обеспечит хорошие материальные выгоды, то есть высокий заработок, а также работать в таких условиях чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций. А 16% опрошенных надеются, что приобретаемая профессия поможет достичь высокого общественного положения, известности, получить признание окружающих.
В избранной профессии привлекает сам процесс трудовой деятельности 22% студента. В свою очередь 20% студентов привлекает в профессии устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях, понимать намерения, помыслы, настроение других людей и умение мысленно ставить себя на место другого человека, умение быстро разбираться во взаимоотношениях с людьми, хорошо понимать и знать личные качества многих и находить общий язык с разными людьми. Интерес к результатам своей деятельности, их пользе для общества – 18% и перспективность вызывает у 21% опрошенных, что способствует профессиональному росту и продвижению по служебной лестнице. Остальные проценты распределились следующим образом: привлекают к выбранной профессии условия труда – 2%; возможность создавать что-либо своими руками - 2% респондентов; заинтересованность в подвижной работе и возможности получения новых впечатлений отдали предпочтение 3% респондентов; возможность творческой деятельности - 3%; высокая степень ответственности – 3%; возникновение сложных и даже опасных ситуации 3%; независимость – 3%. Изучение мотивов выбора профессии студентами показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 43% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 24% - по совету родителей, 12% - по совету родственников, 10% - по рекомендации педагогов, 6% - под влиянием средств массовой информации, еще 5% - руководствуются советами случайных людей.
Полезная информация:
Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии к школе: результаты
исследования и их обсуждения
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов мы выявили уровни адаптации детей к школе с заболеванием детский церебральный паралич, а также детей и без данной патологии. Рис. 1. Уровни адаптации детей с ДЦП и без данной патологии Данные представленные в рисунке ...
Современные представления по процессу мыслительной деятельности
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способн ...
Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...