Аналогично, умножая обе части равенства (*) на вектор получим .
Таким образом, для любого вектора получается разложение
.
Задача 1. Найти координаты единичного вектора, одинаково направленного с вектором (3; 4).
Решение. Длина вектора равна . Длина единичного вектора , направленного одинаково с вектором , равна единице.
Чтобы вычислить координаты вектора , разделим обе части предыдущего равенства на :
.
Следовательно, координаты единичного вектора , одинаково направленного с вектором , равны .
6. Примеры задач, решаемых с помощью векторов
Задача №1.
Докажите, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон и середин диагоналей произвольного четырехугольника, имеют общую середину.
ABCD – данный четырехугольник.
K, L, M, N – середины сторон AB, BC, CD, DA.
P, Q – середины диагоналей AC, BD.
S1, S2, S3 – середины отрезков KM, LN, PQ.
По правилу параллелограмма, если K – середина AB, то для любой точки O будет
. Аналогично, .
Тогда . Аналогично .
Таким образом, S1 = S2 = S3 = S – общая середина отрезков KM, LN, PQ.
Задача №2.
Дан четырехугольник ABCD. Прямая, проходящая через точку A параллельно BC, пересекает BD в точке M, а прямая, проходящая через точку B параллельно AD, пересекает AC в точке N. Доказать, что MN параллельна CD.
Пусть O – точка пересечения диагоналей четырехугольника ABCD. Тогда rBOC подобен rMOA с коэффициентом подобия α, следовательно, и . Далее, rDOA подобен rBON с коэффициентом подобия β, следовательно, и . Теперь
Таким образом, CD ║MN.
Задача №3.
Дан пятиугольник ABCDE. Середины сторон AB и CD, а также BC и DE соединены отрезками. Середины H и P полученных отрезков снова соединены. Доказать, что HP ║AE и .
K, L, M, N – середины сторон AB, BC, CD, DE.
H, P – середины отрезков KM и LN.
Рассуждая так же, как и в Задаче №1, получим, что для любой точки O будет и . Отсюда , и значит HP ║AE и .
Задача №4.
Доказать, что в трапеции прямая, соединяющая точки пересечения диагоналей и продолжений боковых сторон делит основания трапеции пополам.
ABCD – трапеция AD ║BC. M, N – середины оснований AD и BC, , .
rBPC подобен rAPD с коэффициентом подобия α, следовательно, и . Тогда , а значит, точка P лежит на прямой MN.
Полезная информация:
Критическое мышление. Тренинг для учащихся
Развитие навыков критического мышления, наряду с основами компьютерных технологий и способностью к совместной деятельности, является ключевой целью в развитии выпускника школы. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Таксономия уровней познания Блума представляет собой модель, включаю ...
Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с
умственной отсталостью на уроках швейного дела
При установлении различий между объектами учащиеся, пишет исследователь Т.В. Башаева, с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразные суждения, чем при определении их сходства. Снижение возможности обобщения – эт ...
Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» . Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказыв ...