Технические кружки создают на сравнительно длительное время в расчете на регулярные занятия с постоянным составом учащихся. Каждый кружок должен иметь программу и календарно-тематический план работы.
Организовать работу многих кружков в одной и той же школе весьма сложно: не хватает квалифицированных руководителей, соответствующих помещений, нужных материалов и инструментов. Вместе с тем опыт показал, что там, где есть лишь один кружок, он, как правило, долго не функционирует, Это объясняется тем, что разными кружками можно охватить большее количество учащихся, удовлетворяя при этом индивидуальный интерес каждого.
В небольших по составу кружках имеется больше возможностей работать с каждым учеником отдельно, легче решать проблему обеспечения кружка необходимыми материалами и инструментами. Поэтому в ряде школ функционируют технические и физико-технические кружки, имеющие секционную структуру; все секции на равных правах входят в состав общешкольного технического или физико-технического кружка (общества, объединения), В этом случае общее руководство возлагают на одного из учителей, секциями же руководят другие учителя и родители-активисты.
Чтобы лучше развивать творческую активность членов кружков, их нужно шире привлекать к самоуправлению. На собрании секций следует избрать старосту, а на общекружковом собрании — совет кружка в составе председателя, его заместителя и всех старост секций. Кроме того, следует избрать и двух-трех инструментальщиков, редколлегию кружка.
Следует так организовать работу в кружках, чтобы состав их на протяжении по крайней мере двух лет оставался в основном постоянным, а не изменялся ежегодно, как это иногда случается (конечно, количество и виды секций в кружке могут изменяться). В этих условиях лучше складываются, развиваются и сохраняются традиции кружка.
Серьезное внимание следует уделить комплектованию и организации работы кружка. Как правило, в технических кружках учащиеся работают, начиная с V класса. Учителя при комплектовании кружка или его секции должны позаботиться, чтобы в них вошли школьники с одинаковой подготовкой; это намного облегчает руководство кружком. В кружках и секциях, исходя из уровня знаний и умений кружковцев, целесообразно организовать группы первого и второго года обучения, а также, если в кружке имеются хорошо подготовленные учащиеся, группы повышенного типа. Количество членов в одном кружке (секции) или группе не должно превышать 15 человек. Занятия лучше проводить один-два раза в неделю по два академических часа. Планируя работу кружка, нужно учитывать и занятость учащихся учебой: перед окончанием каждой четверти количество занятий сокращается, а в дни каникул увеличивается. Работу кружка целесообразно начинать в сентябре, а заканчивать — в апреле.
Тематические кружки, рассчитанные не только на ознакомление учащихся с определенным видом техники, но и на привитие им начальных профессиональных навыков (токарное, слесарное, столярное, электромонтажное дело и т. П.), следует комплектовать из школьников, имеющих одинаковую учебную подготовку. Кружок токарного дела, скажем, лучше всего создавать для учащихся восьмых классов, когда они на уроках в школьных мастерских уже ознакомятся с обработкой металлов резанием. Не ставя перед такими кружками задачу обеспечить законченную профессиональную подготовку учащихся, содержание занятий в них нужно определить так, чтобы оно соответствовало первоначальному этапу общей подготовки будущего рабочего с квалификационном разрядом. Поэтому, например, программа столярного кружка для учащихся пятых классов должна отличаться от такой же программы для шестиклассников и т. Д. Разумеется, возникает потребность создавать в пределах одного кружка отдельные группы или секции, объединяющие ребят одного возраста.
Начинать работу кружка можно только тогда, когда будет создана соответствующая материальная база для занятий. Лучшее место для занятий кружка — мастерская; вместе с тем работу можно проводить и в электротехническом или физическом кабинетах, а также в клубе или же других пригодных помещениях на предприятии, в детских комнатах при домоуправлениях. Во всех случаях важно заблаговременно приготовить необходимые инструменты, материалы и только тогда приступать к работе. Если же это требование не будет соблюдено, кружок быстро распадется.
Полезная информация:
Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности
учащихся на среднем этапе обучения
Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимс ...
Понятие здорового образа жизни в педагогике
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма ...
Семья как фактор негативного формирования личности
Семья оказывает непосредственное влияние на воспитание подростка. В то же время семья является фактором негативного формирования личности. Специалисты выделяют следующие причины развития вредных привычек: а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, н ...