Развертывание систематического курса обществознания проходит с 8 по 11 классы.
На основе Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации его инвариантной части целесообразно изучение обществознания:
- в основной школе (5–9 классы) – не менее 1 часа в неделю;
- в старшей школе: 10 класс – не менее 1 часа в неделю, 11 класс – не менее 2 часов в неделю.
Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. Если в курсе основной школы более выражено эмоциональное начало, то курс старшей школы более рационален, здесь больше внимания уделяется теории. Это позволяет обеспечить новый уровень обсуждения со старшеклассниками современных тенденций общественного развития, их более глубокий анализ. Однако и в старшей школе сложные понятия нередко раскрываются через совокупность определений, каждое из которых характеризует лишь одну из сторон рассматриваемого явления. Во многих случаях отсутствуют однозначные определения понятий, нередко предлагается несколько определений какого-либо из них.
В области создания элективных курсов по истории и образовательной области «Обществознание» сделаны только первые шаги. В частности, по поручению Минобразования РФ Национальным фондом подготовки кадров был проведен Конкурс учебных материалов для обеспечения учебных занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей школе (элективных курсов). По итогам конкурса были названы лучшие элективные курсы, которые были изданы в виде сборника издательством «Вита-пресс». В частности, в образовательной области «Обществознание» лучшими элективными курсами были названы: «История техники»; «География человеческих перспектив», «Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие»; «Философские беседы», «Теория знаний и критическое мышление»; «Устойчивое развитие», «Эффективное поведение в конфликте», «Психология человека и общества»; «Азбука журналистики»; «Человек – общество – мир».
Определенные шаги в области создания учебных пособий для элективных курсов предприняты рядом издательств (Просвещение, ACT Русское слово, ЦГО и др.). Однако в настоящее время в федеральный перечень учебной литературы по обществоведению на 2004–2005 гг. с перспективой использования в профильном обучении в старших классах включены только несколько пособий издательства «ACT, Астрель». В силу этого, в настоящее время речь может идти не о новых учебниках для изучения обществознания на базовом и профильном уровнях, а только о методических рекомендациях, как именно использовать существующие учебники истории в целях профильного обучения.
В познавательной деятельности на уроках важно сегодня использовать современные личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать старшеклассников в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, в разработку познавательных и практических проектов.
Для успешной и продуктивной работы учителя в переходный период, как нам кажется, необходимо осмысливать и перспективу обществоведческого обучения, постепенно приступать к реализации новых требований к содержанию и уровню подготовленности учащихся по обществознанию, содержащихся в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
На сегодняшний день подготовлено большое количество учебников и учебных пособий по обществознанию. В последние годы Министерство образования России усилило работу по формированию «линий» учебников (учебных изданий, связанных между собой по содержанию, методическому аппарату, подходам к иллюстративному материалу). 15 января 2004 г. министр образования подписал приказ №111 «Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год», согласно которого составлен Федеральный перечень учебников и учебно-методических пособий по обществознанию на 2004/2005 учебный год .
В приказе подчеркивается о вправе учителя выбирать ту «линию» учебников, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным возможностям его учащихся, направленности работы школы и его собственным творческим интересам.
Полезная информация:
Особенности развития монологической речи у учащихся младшего
школьного возраста с ОНР III
уровня
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. ...
Опыт формирования «информационной культуры личности» в
библиотеках-медиатеках и образовательных учреждениях
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частны ...
Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека
и общества
Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи воспитание рассматривают как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как во ...