Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В дошкольном детстве воспитание любви к своей Родине связано с эстетическим, в частности, с музыкальным воспитанием.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к народному музыкальному творчеству. Последовательное ознакомление детей с произведениями народного музыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.
Любить Родину – значит знать её, знать прежде всего свою малую Родину. Под термином малая Родина мы подразумеваем не только город, в котором мы живем, но и Самарскую область в целом.
Т.к. музыкальный фольклор в старшем дошкольном предлагается в более обширном музыкальном материале, то работу по знакомству с народным музыкальным творчеством мы построили по календарному кругу.
Мы разработали музыкальный репертуар.
В данный репертуар мы внесли не только хорошо известные детям народные песни, но и песни Самарской губернии и Сызранского района.
Т.к в далекие времена Самарскую землю населяли колонии переселенцев с разных сторон Руси, то особенности говоров, нравов и поверий нашли свое отражение в песнях, которые они исполняли
Тематика песен разнообразна и тесно связана с главными событиями жизнедеятельности по календарному кругу.
Мудрость народа заложена в русском народном земледельческом календаре и сегодня заинтересованное и внимательное ознакомление с Народным земледельческим календарем станет доверительным диалогом нынешнего, вступающего в жизнь молодого поколения с их далекими и близкими предками, станет той духовной осью, которая соединяет время минувшее и будущее, обеспечит органичное вхождение малыша в мир природы и культуры родного края.
На основе русского народного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели. Мы составили свой праздничный календарь.
Для повышения уровня знаний у детей о родном городе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены городские традиционные народные мероприятия, такие, как праздник «Сызранский помидор», День города.
Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.
«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.
К проживанию календарного праздника детей готовили в течение определенного времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.
Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.
Полезная информация:
Понятие здорового образа жизни в педагогике
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма ...
Основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога
Принципы деятельности педагога-психолога в учреждениях образования призваны обеспечить: - решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; - защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, их родите ...
Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования
Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Овладеть законами физического развития, использовать их для физического ...