Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 14

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. На смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования. Поэтому текущий период модернизации российского образования, включающий школьное обществоведение, в качестве одной из главных государственных задач имеет совершенствование механизмов контроля над качеством образования всех уровней. Этой задаче подчинены разработка и принятие государственных стандартов общего образования, разгрузка содержания образования, введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, попытка организации ЕГЭ (единого государственного экзамена). Обществоведческое образование впервые явно вплетается в общую логику изменения экономики, политики, судебной системы, развития гражданского общества и третьего сектора. Рамки модернизации образования, осознаваемого государством определяются «вызовами времени», которые отражаются в процессах миграции, глобализации, инновационной экономики

Динамизм социальной структуры российского общества начала XXI века, связанного со становлением многоукладной рыночной экономики, появлением новых социальных групп, утверждением политического и идеологического многообразия, свободы массовой информации, общеевропейских интеграционных процессов, куда стремится и Россия, стремительный характер процесса развития технологий, меняющегося информационного пространства, формирования «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта, диктуют необходимость модернизационной перестройки системы образования. А это требует переосмысление роли и места школьного историко-обществоведческого образования в системе общего образования на основе новой парадигмы гуманитарного образования, основанной на возрождении принципов гражданского воспитания, повышении значимости социализации, интеграции и профилизации образования, а также учёте международного опыта построения образовательных систем в интеграционном пространстве.

Модернизационный период начала XXI века ознаменовался наслоением различных концептуальных основ школьного обществоведческого образования. Формированию гражданского общества и правового государства призвана способствовать принятая Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе, которая определила цели, содержание современного гражданского образования и воспитания, реализующаяся через учебные предметы гражданско-правовой тематики. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществоведения экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в том, что по объему они заметно превышают социологические, политологические и иные компоненты содержания. Внедряемая Концепция непрерывного гуманитарного образования предполагает упрочение преемственности и органических связей между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями, подготовкой и переподготовкой специалистов.

Вместе с тем, при сравнении изученных нормативных документов последнего пятилетия с практикой преподавания обществознания в школе выявляется декларативность государственных заявлений. Так и не был выработан конкретный механизм воплощения в жизнь привлекательных принципов образовательной политики. Усложняют проблему школьного обществоведения наличие множества обществоведческих учебных курсов, ограниченность учебного времени, отведенного по базисному плану на изучение обществознания, снижение интеллектуального уровня учащихся.

Российское школьное обществознание начала XXI в., представленное множеством учебных курсов, имеет почти пять десятков учебников, рекомендованных Министерством образования РФ. Это свидетельствует о преобладании экстенсивного пути развития учебного предмета. Включение в содержание обществоведения новых сюжетов и соответствующих разделов и курсов общественных наук исчерпало себя. Возможности учителей осмысливать и дидактически перерабатывать постоянно растущий массив знаний, а учеников – его усваивать, не беспредельны. Кроме того, ликвидация прежней идеологии образования и воспитания подрастающего поколения, которая включала такие общепринятые принципы, как патриотизм, коллективизм, трудолюбие, нравственность привела к переоценке ценностей общества, к снижению интеллектуального уровня учащихся. Это отражается и в учебных курсах. В частности учебное время, отведенное по базисному плану на изучение обществознания, остается неоправданно ограниченным. Эклектизм содержания ряда социально-гуманитарных учебных дисциплин, их теоретическая неустойчивость влияют на выработку адекватной структуры и педагогических технологий.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Бинарные и полинарные классификации
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения Махмутова М. И. включает две группы методов: 1) методы преподавания (информационно-сообщающие; объяснительные; инструктивно-практические; объяснительно-побужд ...

Планирование работы учителем
За основу взят проект «Подставка для карандашей и бумаги». Характеристика потребности. Разные подставки для канцелярских принадлежностей продаются в магазинах, но они достаточно дорого стоят, не учитывают индивидуальных потребностей и особенностей интерьера комнаты. Подставку, лишенную отмеченных н ...

Формы и методы обучения графике
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru