Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 13

В этом плане лучше подготовлены молодые учителя, окончившие вузы за последние 2–3 года. Перед всеми остальными встала задача – учиться заново. Многие получили помощь на курсах в институтах повышения квалификации учителей, где созданы кафедры общественных наук. Но главное – это самообразование. Значительная часть учителей, преподававших в последние годы новые обществоведческие курсы, училась «на ходу» – при подготовке каждой очередной темы.

Выходом в сегодняшней сложной ситуации в научной подготовке учительских кадров, как нам видится, могло бы стать создание факультетов обществоведения (или социологических факультетов педвузов, где бы осуществлялась подготовка учителей-обществоведов со второй специальностью «история». Это не снимает проблемы подготовки на исторических факультетах учителей-историков со второй специальностью «обществоведение».

До введения обновленного предмета в 12-летней школе необходима переподготовка всех учителей, которые будут его преподавать. С этой целью, как нам представляется, необходим план проведения целевых курсов с использованием возможностей институтов повышения квалификации, педвузов, университетов. Необходимо разработать единую программу этих курсов, предусмотрев в ней чтение лекций по возрастной и педагогической психологии, методике использования активных форм и методов обучения.

Неудовлетворительное положение с методикой обществоведческого образования. Если курс методики преподавания истории, иногда ужатый, преподается, то прежний курс методики преподавания обществоведения свое время отжил, а новый учебник для студентов по этому курсу пока не удается издать, хотя он и подготовлен. Поэтому методическая подготовка либо в лучшем случае сводится к знакомству с новыми школьными учебниками, либо вовсе не ведется. Между тем даже если будут через какое-то время изданы поурочные методические пособия для учителей, они не заменят надлежащей теоретической подготовки. Так как нельзя вооружить учителя рецептами на все случаи жизни, да и само исполнение методических рекомендаций эффективно лишь при условии понимания замысла их создателей. Так что ничем нельзя заменить теорию преподавания учебного предмета. Только она даетуниверсальные основания для творческого решения постоянно возникающих в учебном процессе методических проблем.

Такой же сложной является проблема дидактико-методической подготовки. По целому ряду причин в предшествующие десятилетия в школах преобладала практика «воспроизводящей» деятельности учащихся на занятиях, т.е. заучивания содержания курса, подчас плохо осмысленного.

Между тем новое содержание гуманитарного образования требует новой методики, поворота к таким формам и методам, которые стимулируют творческую самостоятельность и познавательную активность учащихся, перехода к «диалогической» технологии. По мнению учительского состава сохранение традиций «воспроизводящей» методики губит новый курс. Отсюда – острая необходимость разъяснения новых форм, методов, приемов обучения. Многое зависит от желания учителя овладеть современной методикой, работать по-новому. Современные приоритеты гражданственности определили инновационные подходы в методике преподавания гуманитарных наук.

Для формирования гражданственности используется весь свойственный социогуманитарным дисциплинам арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка рефератов, персонификация проявлений гражданственности.

Весьма значим деятельностный компонент учебного процесса. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применение соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией. Составления плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают учащихся и игровые формы занятий (ролевые игры и т.д.)

Таким образом, современное российское образование призвано адекватно отвечать на вызовы XXI века. Обозначенная Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Государственного Совета РФ в августе 1999 г. модернизация образования определяется, прежде всего, соответствием ее социально-значимым и перспективным запросам современной жизни страны.

На сегодняшнем этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на необходимые бюджетные нормативы, с решением социальных проблем педагогов. Современная российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована общенациональная образовательная политика, внятная и пользующаяся широкой поддержкой общественности, если государство не восстановит свою ответственность за эту сферу с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Одной из практических задач власти является выработка статуса государственного образовательного учреждения, муниципальных учреждений общего образования с делегированием части федеральных полномочий местному управлению, совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования; усиление социальной направленности системы образования; структурная и институциональная перестройка профессионального образования; усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда; приведение нормативно правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Полезная информация:

Роль игровой деятельности в развитии личности ребенка
В ряде исследований советских психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением, организацией себя на достижение или преобразование чего-либо. В ролевой игре образ поведения другого человека выступает для ребенка как регулятор его собств ...

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...

Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий
Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, вне учёта индиви­дуальности воспитанника. Уже то, что воспитанник - субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные перио­ды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru