Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Образование и воспитание » Модернизация образования и современное школьное обществоведение

Страница 6

Все эти кардинальные перемены в системе образования невозможны в рамках прежних ценностных ориентации. Если мы действительно хотим перейти к новой парадигме образования, а «информационное общество» делает этот переход неизбежным, то новыми целями образования должны стать:

– развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;

- формирование умения отстаивать свои права, высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм, а главное, желание и умение их применять в рамках правовой системы);

- формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к групповой работе и коммуникациям;

- формирование толерантности, способности к поиску диалогу с оппонентами, умения достигать содержательные компромиссы при решении конкретных вопросов.

Если обобщить сказанное выше, то новые требования к качеству образования предполагают:

– умения работать в группе в тесной кооперации, беря на себя ответственность и участвуя в принятии решений по поводу организации процесса достижения ожидаемого результата;

– умения работать самостоятельно без постоянного руководства;

– умения работать с проблемами и искать пути их решения;

- умения осуществлять анализ новой ситуации, используя имеющиеся знания;

- умения действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию;

- способность кооперировать свои усилия с другими членами группы.

Постановка новых целей общего образования предполагает парадигмальные изменения в образовательном процессе. В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не самипо себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. Иными словами, общество в целом и педагогическое сообщество в частности постепенно начинают осознавать, что на смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые, это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. Его суть выражается в том, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности».

Компетентности формируются в процессе обучения, но их сформированность зависит не только от образовательного процесса, но и от всего уклада школьной жизни и в более широком плане – от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет школьник.

Одним из стимулов для перехода российской школы на «компетентностную парадигму образования» (компетентностно-ориентированное образование) стали результаты международных проектов по сопоставительному изучению эффективности школьных систем образования в современной мире (PISA и др.). Эти проекты показали, что российская школа по критерию применимости знаний находится в мире далеко не на позициях лидера.

На основе современных представлений об обществоведческом образовании, на анализе современных мировых и отечественных тенденций преподавания общественных предметов в школе был принят Стандарт по обществознание, который определяет:

– стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся как важнейшую задачу обучения в школе, формирование у школьников ценностных ориентации, и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России;

- направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для реализации социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций. В связи с этим нацеленность на овладение учащимися:

- знаниями, которые интегрируются из целого комплекса социально-гуманитарных наук: истории, экономики, правоведения, политологии, социологии, культурологии и др.;

- умениями (способами умственной и практической деятельности);

- ценностно-эмоциональным опытом (социальными ценностями, нормами и правилами, служащими ценностно-нормативными ориентирами деятельности личности);

- опытом творческой деятельности (в том числе исполнения социальных ролей в типичных жизненных ситуациях)2.

В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета «Обществознание».

Новизна федерального компонента на наш взгляд состоит в том, что во-первых, в нем дано развернутое определение целей обществоведческого образования. Изменение целей этого учебного предмета на современном этапе происходит с учетом задач модернизации образования. Это означает прежде всего повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности и одновременное усиление практической направленности обучения. Поэтому в новом стандарте сформулированы прогнозируемые цели развития личности и воспитания учащихся, на достижение которых должны быть направлены учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса. Определены также и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Исследование уровня развития двигательной активности детей
В предыдущей главе были рассмотрены роль и характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанного двигательного режима и методов руководства двигательной активностью детей был проведён педагогический эксперимент. Цель: выявить уровень развития д ...

Начало разработки учебного плана
Тем не менее, нельзя сравнивать новый цикл разработки плана с периодическим обновлением, поскольку в первом случае группы разработчиков начинают, в известном смысле, на пустом месте. Существует, так называемое, «наследие прошлых времен» в виде многочисленных устаревших программ. Неактуальность прог ...

Критическое мышление. Тренинг для учащихся
Развитие навыков критического мышления, наряду с основами компьютерных технологий и способностью к совместной деятельности, является ключевой целью в развитии выпускника школы. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Таксономия уровней познания Блума представляет собой модель, включаю ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru