Схема 5 Проектная модель управления введением ППП и ПО на муниципальном уровне
Особенности введения ППП и ПО на школьном уровне заключаются в следующем.
Работая в проектной логике введения и распространения ППП и ПО, муниципальные органы управления образованием могут предложить школам и группам школ следующие направления для разработки проектов:
– разработка и апробация сетевых моделей ПО с учётом географических и культурно-образовательных условий района;
– разработка и апробация индивидуализации учебного плана и индивидуальных образовательных программ;
– изменение содержания образования в старшей школе на основе компетентностного подхода в условиях ПО;
– разработка и апробация механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям в условиях регионального БУП;
– разработка и апробация элективных и специальных курсов в условиях ППП и ПО;
– разработка и апробация механизмов взаимодействия общеобразовательных учреждений с УНПО, УСПО и вузами в условиях введения ПО;
– разработка и апробация модели психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях ПО;
– разработка и апробация моделей взаимодействия образовательного учреждения с местным сообществом по формированию внешнего контекста образовательной среды ПО;
– разработка и апробация дистанционных курсов в условиях ПО;
– разработка и апробация школьных моделей мониторинга и оценивания образовательных результатов в условиях ПО.
Однако не все проекты, необходимые для введения ППП и ПО, могут быть разработаны силами школ. Некоторые из них, проблематика которых представлена ниже, могут быть поручены районным научно-методическим центрам и центрам повышения квалификации, например: разработка и реализация механизмов обеспечения организационной и научно-методической помощи педагогическим кадрам в проведении ППП и ПО; разработка методик диагностики изменения педагогической позиции / педагогической деятельности учителя на старшей ступени общего образования; разработка рекомендаций по аттестации педагогических кадров, занятых в ППП и ПО; создание реестра апробированных в образовательных системах районов профильных и элективных курсов и т.д.
Системный подход, положенный в основу данного исследования, требует кратко рассмотреть и низший (школьный) уровень управления введением ПО. Проведённый анализ позволил выделить следующие основные особенности данного уровня.
Во-первых, собственно введение профильного обучения, в точном смысле этих слов, осуществляется исключительно на этом уровне, так как именно в IX-XI классах осуществляются сначала ППП, а затем и само ПО, в то время как более высокие уровни образования призваны создавать для этого необходимые ресурсы и обеспечивать соответствующее организационно-управленческое сопровождение. Пока в школах не происходят требуемые изменения, говорить о переходе на ПО преждевременно и неправомерно.
Особая роль общественно-государственных органов управления в процессе перехода на ПО отмечена в "Концепции введения профильного обучения на старшей ступени общего образования". Согласно данному документу, открытие профильных классов (групп) осуществляется муниципальным органом управления образованием на основе особого документа – Представления, составленного совместно администрацией школы и школьным органом общественного самоуправления.
На уровне образовательного учреждения (без утверждения на муниципальном уровне) могут приниматься следующие решения в области введения ПО:
– работа по ИУП;
– введение элективных курсов, утверждённых на федеральном, региональном или муниципальном уровнях;
Полезная информация:
Игра в истории человечества
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисто ...
Понятие « минимальное дизартрическое расстройство»
Минимальное дизартрическое расстройство (с
тертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Для минимальных дизартрических расстройств характерно: ...
Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Рост и масса тела. Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от ...