1. Анализ особенностей муниципального образования, влияющих на специфику введения и распространения ПО в районе.
2. Разработка стратегии введения и распространения на муниципальном уровне ПО. Прохождение данного этапа требует, в первую очередь, выделения важнейших реальных и потенциальных заказчиков, потребителей, социальных партнеров ПО на старшей ступени общего образования. При этом важно учесть по возможности полный состав благополучателей и их связей с введением ПО в районе. Практика экспериментальных территорий показывает, что наиболее "трудной" категорией благополучаетей являются представители экономических структур района, которые подчас хуже других осознают значимость ПО, отождествляя его с традиционным "углублением", ориентирующим построение содержания образования на принцип научности, но никак не на практическую деятельность. Это должно быть учтено при разработке различных направлений стратегии введения ПО – начиная от информационного обеспечения и заканчивая организацией социального партнёрства.
На этапе стратегического планирования осуществляется выбор между двумя альтернативными моделями ПО в регионе – сетевой (муниципальная сеть профильного обучения как система взаимосвязанных школ) и несетевой (профильное образование в муниципальном районе как совокупность самодостаточных школ). Практика показывает, что минимальный набор критериев, обусловливающих выбор сетевой / несетевой модели ПО на муниципальном уровне составляют следующие два:
– степень ресурсной самодостаточности отдельных школ района;
– территориальная компактность расположения школ (физическая взаимодоступность ресурсов).
3. Разработка тактического плана введения и распространения ППП и ПО в муниципальном районе. Так же как и на региональном уровне, данный план составляется как план действий, т.е., в содержательно-тематической логике. При составлении тактического плана действий требуется особое внимание уделить планированию мер по ресурсному обеспечению введения и распространения ППП и ПО.
Для соорганизации деятельности различных учреждений (как общеобразовательных, так и дополнительных, профессиональных, культурно-просветительских и пр.) создаются районные координационные советы по профильному обучению. Решения совета определяют пути оптимизации материально-технического, финансового и кадрового обеспечения за счет развития сетевого взаимодействиями между различными учреждениями.
Выбору тактики информационного обеспечения введения профильного обучения должно предшествовать определение наиболее проблемных категорий субъектов, вовлечённых в процесс введения профильного обучения и более других требующих разъяснительной работы. Опыт экспериментальных территорий позволил выявить наиболее типичные проблемные и непроблемные категории. Максимально проблемная категория: учителя-предметники, которым предстоит работать в системе ПО; относительно проблемные категории: директора школ, в которых вводится профильное обучение, и их заместители; родители учащихся; "промежуточная" категория: классные руководители; наименее проблемные категории: сотрудники органов управления образованием; учащиеся; представители муниципальной власти.
В результате анализа материалов, полученных из районов – участников Федерального эксперимента по введению ПО выявлены наиболее типичные возражения и аргументы против введения ПО со стороны проблемных категорий: нежелание менять привычный режим работы; слабая материальная база школ; необеспеченность соответствующей учебно-методической литературой; психологическая трудность с выбором ребёнком профиля и др.
В качестве форм информационного обеспечения различных категорий населения, в экспериментальных регионах РФ зарекомендовали себя:
Полезная информация:
Компьютерные технологии
Грамотность в области компьютерных технологий подразумевает умение учащихся использовать компьютерные технологии для решения проблем, сбора информации, общения и т.д. Для успешной деятельности вне стен школы выпускники должны получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными програ ...
Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника
Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого в ...
Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология»
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческ ...