Особенности муниципального и школьного уровней управления

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности муниципального и школьного уровней управления

Страница 8

Сформулирован набор требований к индикаторам, которые должны использоваться в рамках системы мониторинга готовности к введению профильного обучения: способность отражать значимые, ключевые характеристики оцениваемых параметров; возможность назначения целевых значений индикатора; соответствие особенностям конкретных уровней системы образования; экономичность и минимизация системы индикаторов с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых индикаторов (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); целостность и взаимодополняемость индикаторов; удобство применения и возможность использования индикаторов как во внешней оценке готовности к введению профильного обучения, так и для самооценки, внутреннего мониторинга и экспертизы. С учётом перечисленных требований разработан набор индикаторов готовности образовательной системы к введению профильного обучения, включая следующие их типы: индикаторы наличия; индикаторы количества; индикаторы качества; индикаторы эффективности экономичности; индикаторы времени.

Уточнено содержание управленческих терминов "введение" и "распространение" применительно к профильному обучению. Введение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание в системе образования того или иного масштаба первичных прецедентов практики профильного обучения. Распространение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на расширение в рамках данной системы образования имеющейся практики профильного обучения, вплоть до полного охвата ею всех общеобразовательных учреждений системы, имеющих старшую ступень обучения.

На основе анализа региональной практики выделены три основных модели введения и распространения профильного обучения. В основу определения того или иного типа модели положено то или иное соотношение двух наиболее существенных особенностей региональной (муниципальной) системы образования, которые необходимо учитывать в процессе введения и распространения профильного обучения. Эти особенности таковы: 1) допустимая степень автономности действий объекта управления – более низкого уровня в иерархии управления образованием (муниципальных органов управления образованием – относительно регионального органа управления образованием; отдельных школ – относительно муниципального органа управления образованием); 2) предполагаемая степень активности и инициативности объекта управления. Сочетание указанных критериев образует различные полярные типы ситуации, предполагающие различные сочетания полюсов из двух указанных выше пар, которым соответствует та или иная модель введения и распространения профильного обучения. Проектная модель введения и распространения профильного обучения: высокая степень автономности объекта управления и высокая степень его инициативности. Программно-целевая модель введения и распространения профильного обучения: высокая степень кооперации объекта управления и высокая степень его инициативности. Модель "прямого управления" введения и распространения профильного обучения: низкая степень активности объекта управления в сочетании с любой степенью автономности/кооперации. Первые две модели наиболее эффективны для ведение профильного обучения; в работе рассмотрены их основные особенности.

Программно-целевая модель предполагает в качестве основного механизма управления процессами введения и распространения профильного обучения использовать целевую программу. Определены особенности региональных / муниципальных целевых программ указанного назначения и подхода к их разработке: инновационный характер программы, опора при ее разработке на опыт и традиции разработки программ развития; связь программ введения и распространения профильного обучения с региональными / муниципальными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании; необходимость широкого общественного участия в разработке и обсуждении программы; необходимость привлечения к разработке программы всего научного потенциала региона; акцент на опережающем ресурсном обеспечении программ с учетом возможностей региона; необходимость работы с общественным сознанием в связи с переходом на профильное обучение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Особенности коррекционной работы при речевой симптоматике дизартрии
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление откл ...

Оценка болонского процесса украинскими студентами
Для оценки болонского процесса в Украине, конечно, недостаточно мнения министров, политиков и ученых, а также знаний о том, что предполагает декларация и другие законодательные акты на ее основе. Одним из важных факторов, определяющих удачность реформ, является отношение к ним тех, кто непосредстве ...

Аналитико-синтетический метод в решении физических задач
Аналитико-синтетический метод - основной метод решения задач по физике в средней школе во всех классах. Удачное применение его в учебном процессе позволяет вести учащихся по правильному пути отыскания решения задачи, и способствует развитию их логического мышления. В методических пособиях по физике ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru