Рассмотрены примеры практики реализации ИУП в рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения на примере Краснодарского края (Павловский район, полнокомплектная школа) и Республики Саха (Якутия) (Хангаласский улус, малокомплектная школа).
Выявлены риски и ограничения, связанные с переходом старшей ступени школы на обучение по ИУП: ограниченность ресурсов для обеспечения максимально возможного спектра ИУП; сложность содержания и уровня организации учебного процесса; проблема подготовки ученика к выбору ИОП, связанная с неготовностью большинства старшеклассников в начале обучения в старшей школе эффективно сформировать свой ИУП; учебная и общая несамостоятельность многих школьников, требующая наличия постоянного внешнего контроля за индивидуализацией учебного процесса; неготовность многих педагогов работать по программам разного типа в соответствии с выбором ученика; неготовность потребителей итогового продукта реализации учеником своей индивидуальной образовательной траектории (вузы / колледжи, а также родители учащихся); принцип тарификации, в которой за основу взят класс; отсутствие специальных УМК для профильного обучения.
В условиях профильного обучения следующие педагогические задачи могут быть эффективно решены только на основе использования ИУП: сочетание успешного усвоение учебных дисциплин, предусмотренных ГОС, с высоким уровнем учебной мотивации; обеспечение баланса качественной подготовки к продолжению образования, общеобразовательной подготовки и сохранения здоровья учащихся в условиях оптимальной учебной нагрузки; овладение навыками активной самостоятельной работы, в том числе в формах, приближенных к "контексту будущего", причём не только ближнего, но и отдалённого (получение профессионального образования и профессиональная деятельность); развитие навыков проектирования самостоятельной деятельности, самооценки и самоконтроля, а также основных ключевых и профильных предметных компетенций.
Рассмотрены особенности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе профильного обучения. Выявлены основные факторы, обусловливающие ориентацию на сетевое сотрудничество как на наиболее перспективную формы организации профильного обучения: дефицит ресурсов у отдельных школ для введения профильного обучения собственными силами; риск вырождения профильного обучения в углублённое при несетевых формах организации; специфика сельской школы в современной России; географическая неоднородность в представленности профилей (специализаций) старшей ступени общего образования; накопление первичного опыта сетевого образования в России.
При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций). В рамках сетевого взаимодействия школам удается обмениваться различными типами ресурсов, в результате чего каждый учащийся имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим совокупности общеобразовательных учреждений.
Выявлена совокупность условий эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение: совместная заинтересованность ОУ, входящих в сеть, в достижении конечных результатов сотрудничества; равноправный и долговременный характер отношений между ОУ-партнерами; совместное использование ресурсов партнерами; возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей ОУ, входящих в сеть; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся старших классов; экономическая эффективность сетевого взаимодействия; возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных обучающимися в ОУ, входящих в сеть.
Полезная информация:
Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий
Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, вне учёта индивидуальности воспитанника. Уже то, что воспитанник - субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особ ...
Методики диагностики агрессивного поведения младших
школьников
Проективная методика «Несуществующее животное» Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики ...
Сущность, классификация и направления
педагогических инноваций
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ...