Распределение заданий по проверяемым видам деятельности представлено в таблице 16.
Таблица 16 Распределение заданий по проверяемым видам деятельности в экспериментальном экзамене по географии
Элементы подготовки |
Число заданий | |
в части 1 |
в части 2 | |
1. Знание картографических элементов |
1 |
1 |
2. Знание фактов, номенклатуры |
4 |
1 |
3. Знание понятий, характерных признаков, явлений и процессов |
- |
3 |
4. Знание причинно-следственных связей, взаимосвязей и компонентов |
5 |
1 |
5. Знание взаимодействия природы и человека |
2 |
- |
6. Объяснение особенностей природы |
- |
1 |
7. Объяснение хозяйственной деятельности |
- |
1 |
Оценка "5" по географии выставлялась, если ученик не просто набрал не менее 16 рейтинговых баллов, но и выполнил верно хотя бы одно из двух заданий высокого уровня сложности (19–20).
Экспериментальный экзамен по истории был нацелен на проверку владения учащимися следующими знаниями и видами деятельности:
1) знание дат, периодов наиболее значительных событий и процессов, работа с хронологией;
2) знание фактов (места, обстоятельств, участников, результатов событий), работа с фактами;
3) работа с источниками:
3.1) поиск информации в источнике (определение событий, личностей, о которых идет речь);
3.2) контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории);
4) описание исторических событий, явлений;
5) анализ и объяснение исторических событий:
5.1) систематизация фактов по указанному признаку;
5.2) объяснение исторических понятий, терминов;
5.3) указание характерных, существенных признаков событий и явлений;
5.4) объяснение причин и следствий событий;
5.5) изложение и объяснение оценок исторических событий и личностей.
В экзаменационную работу были включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 содержала в основном задания базового уровня (за исключением двух заданий повышенного уровня – для работы с источником). В части 2 были представлены 7 заданий повышенного уровня и одно задание высокого уровня сложности. Оценивание результатов проводилось аналогично другим экспериментальным экзаменам, на основе 30-балльного рейтинга с последующим переводом его в традиционную пятибалльную шкалу.
Использование новых элементов в аттестации выпускников девятых классов (представление портфолио, муниципальный экзамен, рейтинговый балл) позволило на новых основаниях подойти к вопросу комплектования десятых профильных классов.
Как отмечено в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе [218]. При этом безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования. Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления (муниципалитеты), которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования всей совокупностью образовательных учреждений, учрежденных ими на данной территории, однако, это не означает беспрепятственной записи на обучение, в бесспорном порядке, в конкретное учебное заведение.
Полезная информация:
Элементы модульной технологии при обучении
математике учащихся 6-го класса
Общий комментарий к проводимому эксперименту Исходные условия экспериментального внедрения элементов модульной технологии в 6-ом классе СШ № 3 г. Добруша Экспериментальная часть. Экспериментальную часть я разделила на 3 этапа: Первый – диагностирующий. Второй – контролирующий. Третий – итоговый. Ди ...
Методическая разработка творческого дела
Творческая игра «Избушка бабы-яги» Цель: создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности. Подготовка. 1. Подбор участников. Разделить детей по группам. 2. Разработка сценария ...
Понятие дистанционного образования и обучения
Дистанционное обучение – это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма ...