В современном понимании, ИУП – индивидуальный, логически связный набор учебных курсов различных уровней (базовых, профильных, элективных), проектно-исследовательских и творческих работ, социальных практик и т.п., выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального БУП. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).
Школа, которая ориентируется на индивидуализацию образования старшеклассников в условиях профильного обучения, должна решать следующие две основные задачи: (1) выстраивание работы (мероприятия, процедуры, технологии) обеспечивающей формирование и сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП); (2) создание насыщенного учебного пространства, которое обеспечивает школьнику реализацию его ИУП.
Выявлены основные функции ИУП в системе профильного обучения: компенсационная (компенсация запаздывающей учебной динамики учащегося), оптимизационная (обеспечение оптимальных условий для учащихся, обладающих индивидуальными интеллектуально-психологическими особенностями), адаптационная (адаптация учащихся, не способных в силу объективной причины освоить тот или ной курс), функция интенсификации (обеспечение более высокого темпа усвоения того или иного курса), функция расширения содержания образования (введение в содержание профильного обучения элективов, выходящих за рамки профиля), функция обеспечения учебной мобильности (за счёт привлечения сетевых кадровых ресурсов), здоровьесберегающая (уменьшение непродуктивной нагрузки на учащегося).
В условиях профильного обучения любой вариант построения индивидуальной образовательной программы и ИУП допустим, если он результативен в рамках заданных и потребляемых стандартных (стандартизованных) результатов. Однако при этом следует особо отметить, что построение индивидуальной образовательной программы учащихся, поступивших в десятые классы по итогам предпрофильной подготовки, может и должно осуществляться с учётом результатов государственной аттестации данных учащихся по итогам получения ими основного общего образования. Так, основанием для зачисления выпускника IX класса на определённый профиль может быть оценка "отлично", полученная им на муниципальном экзамене ("пятёрка" по пятибалльной шкале). Однако в условиях новой формы государственной аттестации выпускников девятых классов эта "пятёрка" может быть различной, поскольку рейтинговый балл в данном случае может колебаться от 16 до 30. С учётом этого и должна выстраиваться индивидуальная образовательная программа учащегося. Так, если рейтинговый балл учащегося по какому-либо экзамену в рамках полученной "пятёрки" относительно низок (например, от 16 до 20 баллов), то индивидуальная образовательная программа должна предусматривать коррекционные занятия (коррекционный электив, консультации и т.п.) по данному предмету, целью которых должна быть ликвидация имеющихся у учащегося пробелов в знаниях и умениях (какие именно это пробелы, может быть определено путём структурного анализа его экзаменационного рейтинга). Если же рейтинговый балл учащегося по какому-либо экзамену высок (например, от 26 до 30 баллов), то в рамках ИУП данного учащегося целесообразно предусмотреть углубление по данному предмету в тех областях, к которым учащийся испытывает наибольший интерес (элективы-углубления, проектно-исследовательская работа и т.п.).
Раскрыта общая логика построения учебного плана старшей ступени школы в условиях реализации ИУП.
Определены основные особенности профессиональной деятельности тьютора – основного лица, отвечающего за реализацию ИУП старшеклассников в системе профильного обучения.
Полезная информация:
Педагогический такт
Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также позволяет педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть ситуацию в необходимом направлении. Педагогический такт в букваль ...
Анализ современных
программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления
с числами и цифрами
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует ра ...
Проблемное обучение
В качестве основы проблемного обучения предлагается следующая система дидактических принципов: научности и систематичности обучения; активности и самостоятельности учащихся в обучении; единства образования, воспитания и развития; связи теории с практикой; проблемности; мотивации учения и труда; тру ...