Выявлены основные функции портфолио в системе профильного обучения: контрольно-оценочная, индивидуально-диагностическая, мотивационная, развивающая.
Формат портфолио может быть представлен в одном из трёх основных вариантов: "портфолио документов", "портфолио работ" и "портфолио отзывов". Выявлены преимущества и ограничения, определена возможная структура для каждого из трёх обозначенных вариантов портфолио применительно к задачам профильного обучения.
Эксперимент по предпрофильной подготовке убедительно показал, что портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации, и учитываться при комплектовании десятых классов, а также является эффективным рабочим инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов.
Результаты эксперимента показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио, причём основным рабочим инструментом в экспериментальных территориях стал "портфолио документов".
Кроме того, на основании результатов первого года эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что расширение зоны действия портфолио за рамки предпрофильной подготовки девятых классов может сделать его более значимым и полезным педагогическим инструментом.
Это связано с тем, что введение портфолио положительно влияет на организацию учебного процесса, так как стимулирует учебную активность учащихся вне школы, расширяет возможности для научно-исследовательской деятельности, способствует применению учителям проектных форм организации процесса учения-обучения.
Портфолио необходим для адекватной оценки школьниками своих достижений, для повышения степени их самостоятельности и более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Таким образом, была обозначена целесообразность продолжения работы с портфолио в X-XI классах. Портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента.
Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения потребовало изменения процесса организации государственной (итоговой) аттестации выпускников основной ступени, перехода к "внешней", проводимой муниципальными (или районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов в девятых классах, взамен действующей "внутришкольной" формы итоговой аттестации. В связи с этим была разработана и апробирована (впервые – в 2004 г. на экспериментальных территориях) новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов.
Проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, было возложено на местные (муниципальные) органы управления образованием, на базе которых создавались местные (муниципальные) экзаменационные комиссии (МЭК), предметные и апелляционные комиссии.
Рассмотрены некоторые особенности экспериментальных экзаменационных работ (на примере русского языка, алгебры, истории и географии), включая: назначение экзамена, особенности его структуры и содержания, подходы к составлению экзаменационных заданий, рекомендации по оцениванию.
Использование новых элементов в аттестации выпускников девятых классов (представление портфолио, муниципальный экзамен, рейтинговый балл) позволило на новых основаниях подойти к вопросу комплектования десятых профильных классов.
Полезная информация:
Детство как предмет психологического исследования
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Человек, появляясь на св ...
Место художественной литературы на уроке истории и принципы
ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопред ...
Мониторинг воспитательного потенциала семьи
Актуальность проблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача поддержки семьи выдвинута ...