Проведён анализ содержательных аспектов эксперимента по предпрофильной подготовке, включая элективные курсы, информационную работу и профильную ориентацию.
Эксперимент показал, что предпрофильная подготовка проходит значительно активнее и эффективнее в тех районах, где удаётся выделить для её организации дополнительные средства, причём эти средства, как правило, невелики.
Анализ хода эксперимента по организации предпрофильной подготовки учащихся девятых классов средних общеобразовательных учреждений в рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, решение задач, стоящих при организации предпрофильной подготовки, учреждение общего образования, исходя исключительно из собственных ресурсов и возможностей, обеспечить в полном объеме не может. Необходим координатор на уровне сети, научный руководитель.
Во-вторых, организация предпрофильной подготовки требует повышения квалификации педагогических кадров, (по разработке программ предпрофильных курсов, использованию новых технологий, связанных с их реализацией, обеспечением психолого-педагогического сопровождения проектирования учащимися своей образовательной траектории и др.)
В-третьих, организация предпрофильной подготовки предусматривает отработку механизма финансирования курсов предпрофильной подготовки.
В-четвёртых, при введении предпрофильной подготовки требуется определение статуса, роли, обязанностей методической службы района по решению проблем введения предпрофильной подготовки; интенсифицировать методическую работу и работу по повышению профессиональной компетентности учителей, работающих в классах, где ведётся предпрофильная подготовка.
В-пятых, при введении предпрофильной подготовки необходимо создание систем психологического и информационного сопровождения эксперимента на региональном и муниципальном уровнях.
Наконец, при введении предпрофильной подготовки требуется проведение экспертизы локальных актов образовательных учреждений, регулирующих организацию и проведение предпрофильной подготовки, на предмет их соответствия муниципальным, региональным, федеральным нормативным и распорядительным документам.
Рассмотрены особенности структуры содержания образования в рамках профильного обучения, включающей три типа курсов: базовые общеобразовательные предметы, профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы. Базовые общеобразовательные предметы – предметы, обязательные для изучения школьниками во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня (углубленные, профессионально- или вузо-ориентированные курсы), определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Охарактеризованы основные функциональные типы элективных учебных курсов: (1) "надстраивающие" профильные курсы; (2) "надстраивающие" базовые курсы; (3) ориентированные на формирование ключевых компетенций и на продвижение учащегося на рынке труда; ориентированные на познавательные интересы отдельных школьников, выходящие за рамки традиционных школьных предметов и распространяющиеся на области деятельности человека вне круга выбранного профиля обучения.
Выявлены основные дидактические характеристики учебного плана профильного обучения (БУП–2004), который выступает как важнейшее средство дифференциации общего образования на старшей ступени школы. Во-первых, в основу предлагаемого варианта БУП положены разработанные проекты стандартов общего среднего (полного) образования. Это во многом определило и общее содержание БУП, и время, отводимое в нем на изучение отдельных учебных дисциплин на базовом и профильном уровнях. При этом четко проводится линия: в федеральном компоненте (инвариантной части) базисного плана представлен только минимум содержания образования, зафиксированный в стандарте, а не все содержание образования по предмету, отраженное в программах. Это определяет, что объем учебного времени, отводимого в федеральном компоненте базисного учебного плана на образовательные области и учебные предметы, в большинстве случаев меньше, чем в учебных планах школы прежних лет. Время на изучение учебного материала, не входящего в предусмотренный стандартом обязательный минимум содержания образования, может быть при необходимости восполнено за счет школьного компонента БУП. Это положение имеет особое значение для учебного плана старшего звена школы, где объем школьного компонента значительно больше, чем на других ступенях школьного образования. Реализация указанных позиций в содержании БУП–2004 соответствует требованиям об оптимизации и разгрузке учебного материала, подлежащего обязательному изучению в инвариантной части образования. Во-вторых, БУП–2004 сохраняет преемственность с действующим учебным планом школы и вместе с тем отражает новые требования к школьному образованию. При этом его составители исходили из принципа эволюционного изменения структуры и содержания образования в школе, включения в него педагогически обоснованных и уже оправдавших себя на практике (отечественной или зарубежной школы) инноваций. В-третьих, осуществление профильного обучения потребовало уменьшения доли инвариантного компонента содержания образования на старшей ступени по сравнению с основной школой. Соответственно, возрастает объем вариативного (школьного компонента), за счет которого реализуется профильная дифференциация содержания образования. В-четвёртых, в условиях введения профильного обучения БУП старшей ступени играет роль одного из важных средств осуществления профильного обучения и обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования.
Полезная информация:
Оценка болонского процесса украинскими студентами
Для оценки болонского процесса в Украине, конечно, недостаточно мнения министров, политиков и ученых, а также знаний о том, что предполагает декларация и другие законодательные акты на ее основе. Одним из важных факторов, определяющих удачность реформ, является отношение к ним тех, кто непосредстве ...
Развитие коммуникативной функции речи
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает н ...
Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скр ...