Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Страница 9

В "Путеводитель образовательных маршрутов", который получил каждый девятиклассник в начале 2004/05 учебного года, вошли 111 программ элективных курсов ППП, рекомендованных Экспертным советом Департамента образования. Общее количество площадок, на которых в указанном году были реализованы данные программы (на базе МОУ, УДО, УПО) – 156.

Наиболее популярные формы работы: диагностика, консультирование, имитационные игры, тренинги, деловые игры, экскурсии в учебные заведения и предприятия, посещение "Ярмарки учебных мест" дважды в год, беседы, лекции, практические работы, тестирования, формирование портфолио.

Педагогические технологии и формы работы, используемые в работе с девятиклассниками, постоянно обновляются в соответствии с новыми требованиями к качеству образования:

в активных формах проводилось в 2004/05 учебном году 68% занятий (в 2003/04 учебном году – 62%);

количество МОУ, реализующих 1-й этап ППП через систему имитационных игр возросло с 4 до 17;

каждый год успешно реализуется городской профориентационный проект "Мой выбор", позволяющий учащимся совершенствать навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы над проектами;

с сентября 2004 года во всех девятых классах МОУ города в рамках регионального компонента учебного плана введён новый курс "Основы проектной деятельности", полученные знания и приобретённые навыки существенно помогают девятиклассникам проектировать своё будущее и определять направление дальнейшей деятельности.

В целях предотвращения перегрузок учащихся, по инициативе отдельных МОУ 1-й этап ППП в 22 образовательных учреждениях в 2003/04 учебном году реализовался в четвертой четверти VIII класса; в 2004/05 учебном году эта инициатива была поддержана 44 МОУ.

О качестве проводимой работы по ППП в г. Тольятти можно судить по следующим показателям (на конец 2005 г.):

– по данным социологического опроса, 2/3 родителей и детей позитивно относятся к предпрофильной подготовке, отрицательно – 12%, остальные не определились;

– более 80% учащихся о посещённых курсах по выбору отзываются положительно; самыми интересными и полезными, по мнению учащихся, являются экскурсии, имитационные игры, работа над проектами (т.е. активные формы работы);

– более 3 тыс. родителей приняли участие в подготовке и оценке работ, выполненных в рамках городского проекта "Мой выбор";

– по результатам диагностики выбор профиля обоснован у 78% девятиклассников, у 52% выбор не просто обоснован, но и устойчив;

– наблюдается позитивная динамика в развитии качеств личности школьников, способствующих осознанному выбору профилирующего направления собственной деятельности после IX класса (по материалам диагностики склонностей и интересов, социально и профессионально значимых качеств, степени включённости в деятельность и т.д., например, результаты диагностики, проводимой специалистами центра "Эрудит" совместно с Тольяттинской Академией управления – до занятий и после).

Право выбора курсов обеспечивается широким спектром образовательных учреждений и программ, предлагаемых девятиклассникам в системе предпрофильной подготовки (например, в 2004/05 учебном году учащиеся МОУ лицея № 37, реализующего углублённые программы по экономике, в рамках предпрофильной подготовки посетили 17 разнообразных курсов и подготовили проекты по 20 специальностям, не ограничиваясь только экономической сферой).

Федеральный эксперимент, в части введения в девятых классах ППП, показал, что планомерная работа по предпрофильной подготовке в старшем классе (классах) основной школы – необходимое и значимое условие для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе. Все субъекты РФ – участники эксперимента – реализуют предпрофильную подготовку по своим региональным моделям с учетом своих особенностей. При этом практика показала, что идеология и содержание эксперимента по ППП в целом не оказались чрезмерно сложными или "нереалистичными", в том числе и для сельских районов, участвовавших в эксперименте.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса
Обучение не просто дает знание, а формирует и развивает личность, ее мировоззрение, культуру, характер. Сообщая учащимся знание, мы воспитываем их нравственно. Нам важно, как направлены эти знания, в каких делах и поступках проявляются. Соединение обучения и воспитания в единый процесс предполагает ...

Роль и место параметрических уравнений и неравенств в формировании исследовательских умений учащихся
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...

Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Диагностика в свою ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru