При введении предпрофильной подготовки эксперты считают наиболее эффективной шестидневную учебную неделю. За введение шестидневной учебной недели высказались 90% экспертов.
На вопрос об отношении к различным формам итоговой аттестации девятиклассников был дан такой ответ: 62% – наиболее предпочтительна аттестация, проводимая муниципальными (межшкольными и др.) экзаменационными комиссиями; 28% – желательно сохранять нынешнюю "внутришкольную" форму аттестации; 10% – другое.
Большинство экспертов (71%) выступают за введение конкурсного отбора учеников в профильные классы (что противоречит идее доступности, заложенной в концептуальных документах: [215] и [218]). Лишь 23% экспертов считают, что при положительной итоговой аттестации учеников основной школы необходимо предоставить возможность "бесконкурсного" профильного обучения всем ученикам.
По вопросу о желательности введения "портфолио" наблюдалась абсолютная поддержка экспертов (100%).
62% экспертов сочли, что "образовательная карта" муниципальной территории окажет значительную помощь ученику при выборе индивидуального маршрута образования (соответственно, 38% экспертов считают что ее помощь будет незначительной) .
Значительная часть экспериментальных программ, разработанных на местах к началу эксперимента (сентябрь 2003 г.), отличалась реалистичностью, чётким планированием этапов и мероприятий эксперимента, а также свидетельствовала о том, что его участники уже приступили к решению вполне конкретных вопросов, в том числе: (а) оперативное повышение квалификации педагогических кадров; (б) организация и нормативное обеспечение взаимодействия (в том числе взаиморасчётов) внутри муниципальной образовательной сети; (в) поиск дополнительных источников финансирования эксперимента.
Организационно-управленческие аспекты эксперимента по предпрофильной подготовке.
Информационная работа в ходе эксперимента по введению ППП. В экспериментальных регионах было проведено анкетирование учеников восьмых классов и их родителей, состоялись родительские и ученические собрания; во всех территориях были подготовлены "образовательные карты" муниципальной сети. Эти карты были выданы учащимся и родителям до начала учебного года (в Челябинской области, Республике Саха (Якутия) и Калининградской области – в начале учебного года). Во всех картах содержится полная информация о сети образовательных учреждений, дана информация об элективных курсах, определены цели, задачи и этапы введения предпрофильного обучения и профильной подготовки.
Кроме того, прошли дни открытых дверей, были распространены информационные бюллетени образовательных учреждений, входящих в сеть. В некоторых регионах к изучению образовательных запросов школьников привлекались социологические службы, службы занятости и центры профессиональной ориентации. В ряде регионов состоялись выступления в СМИ для информирования широкой общественности о проводящемся эксперименте.
Нормативное обеспечение эксперимента по введению ППП. В большинстве экспериментальных территорий были изданы документы, регламентирующие деятельность участников эксперимента, в виде приказов и методических рекомендаций. Практически во всех экспериментальных регионах было выделено 3 уровня создания нормативно-методического обеспечения эксперимента (региональный, муниципальный, школьный). Примеры документального обеспечения эксперимента по ППП в ряде территорий приведены в таблице 4.
Сетевая организация ППП в условиях эксперимента. Условия на разных экспериментальных площадках оказались различными. Например, образовательная сеть г. Старая Русса и Старорусского района включает в себя учреждения дополнительного образования, колледжи и лицеи, в эксперименте участвуют 6 городских (в том числе гимназия и 2 лицея) и 5 сельских школ. В г. Тольятти в эксперименте участвуют 90 образовательных учреждений, включая НПО, СПО, ВУЗ, МУК, психолого-педагогический центр и центр профессиональной ориентации. В Палкинском р-не Псковской области в муниципальную сеть входят 10 сельских школ, в девятых классах которых обучаются всего 185 детей, причём в некоторых школах лишь 3–5 девятиклассников.
Полезная информация:
Разработка конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»
Уроки 1-2. Тема: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика. Класс: 7 класс Цели урока: Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики. Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, л ...
Основные понятия о дидактических принципах
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...
Тест как средство измерений знаний. Формы тестовых заданий
Педагогический контроль – система проверки результатов познавательной деятельности студентов, т.е. определение степени и качества достижения учебных целей. Общие требования к педагогическому контролю: Соответствие сквозной программе дисциплины. Адекватное использование методов. Педагогический контр ...