К ППП также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся основной школы, их анкетирование, консультирование, организация "пробы сил" и т.п. Целью профильной ориентации – оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Существуют следующие дополнительные возможности для ведения ППП:
– деление классов на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволяет индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;
– привлечение к преподаванию курсов ППП работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;
– использование ресурсов дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий в целях профессиональной ориентации школьников, "приближения" их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;
– использование современных ИКТ (Интернет, CD-диски, дистанционные формы обучения и т.д.);
– использование практики экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения по той или иной учебной дисциплине.
Помимо базовой модели ППП, возможна реализация ППП в сетевой форме. Это связано с тем, что ППП – это подготовка и ориентация не только в отношении выбора "профиля вообще", но в отношении конкретного места и формы продолжения образования. В условиях все более широкого развертывания профильных форм старшей школы, необходимой становится работа по проектированию всей сети учреждений старшего звена на каждой территории. Таким образом, основной перспективной задачей ППП становится ориентация детей не на статичную совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая сама в этом процессе может меняться.
Согласно "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", решение о введении профильного обучения в той или иной школе принимает учредитель (по представлению администрации школы, согласованному с органом ее самоуправления). Тем самым, учредитель должен будет принимать то или иное решение в отношении конкретной школы, руководствуясь не только собственно ее характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база, в первую очередь), но и своим видением, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом. Более подробно сетевые аспекты реализации ППП и ПО будут рассмотрены нами в п. 2.4.
Рассмотрим далее специфику ППП в контексте анализа хода федерального эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования, основной задачей которого в 2003/04 учебном году была апробация организационных и содержательных аспектов ППП в девятых классах общеобразовательных школ. Нормативной основой данного направления федерального эксперимента стал документ "Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год" .
На первом, подготовительном этапе, в апреле 2003 г. Министерством образования РФ совместно с ГУ ВШЭ и АПКиПРО в Москве был проведен семинар по ППП учащихся девятых классов. Семинар проходил в форме организационно-деятельностной игры. К участию в семинаре были приглашены региональные муниципальные координаторы эксперимента из 10 экспериментальных субъектов Российской Федерации. Также в игре участвовали руководители 60 базовых экспериментальных школ. В игре приняли участие первый заместитель Министра образования РФ В.А. Болотов, академик-секретарь РАО А.А. Кузнецов, работники Департамента общего образования Минобразования России, специалисты АПКиПРО, члены федеральной рабочей группы профильного обучения. В итоге общее количество участников составило более ста человек.
Полезная информация:
Характеристика дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н
Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. получила известность в конце 1970-х – 1980-х годов. В молодости Стрельникова А.Н. была певицей, но потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок. Как педагог-вокалист Стрельникова А.Н. работала с певцами, ставила им голос, восстанавлив ...
Виды межпредметных связей
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи иностранного языка с физикой, химией) и межцикловые (связи иностранного языка с историей, трудовым обучением). Виды межпредмет ...
Произвольная и непроизвольная память
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В по ...