В ходе семинара прорабатывались следующие основные темы предпрофильной подготовки: информационная работа с учащимися девятых классов; построение муниципальных образовательных сетей, реализующих предпрофильную подготовку; методическое обеспечение курсов по выбору; итоговая аттестация выпускников девятых классов и порядок комплектования профильных классов; профильная ориентация учащихся. Обсуждение каждой темы проходило в соответствии с основной целью семинара-игры: построение программ экспериментальной работы на муниципальном и школьном уровнях в конкретной территории. Участники игры были разбиты на три группы: "Крупный город", "Малый город", "Сельский район". При этом постоянно работала экспертная группа, в задачу которой входило консультирование участников семинара по ключевым моментам ППП.
В результате обсуждения вопроса организации курсов по выбору в IX классе возникло три модели организации занятий по курсам по выбору:
а) внутришкольная (обычно для школ с не менее чем двумя классами в параллели IX класса);
б) объединение нескольких школ;
в) дистанционная, межрегиональная (для отдаленных сел).
Было высказано и поддержано предложение, о необходимости создания координационного совета, в задачи которого входили бы сбор и обобщение информации об имеющихся авторских курсах и их оценивание.
В ходе обсуждения участники семинара заострили внимание на следующих проблемных вопросах:
– финансирование курсов по выбору;
– подготовка педагогических кадров, организующих проведение курсов по выбору. В частности, отмечалось, что дефицит учителей может привести к тому, что в школах в девятых классах начнут реализовываться традиционные "профили", т.е. углублённое предметное обучение.
При обсуждении на семинаре вопроса о профильной ориентации удалось выявить следующие проблемы:
– необходимость создания примерного алгоритма конструирования "проб выбора профиля обучения", по которому на экспериментальных территориях будут создаваться их оригинальные версии, исходя из направлений и содержания профилизации, доступности ресурсного обеспечения, готовности педагогов к организации и проведению пробы;
– необходимость координации "информационной" и "ориентационной" работы при знакомстве с путями продолжения образования, региональным рынком труда и рынком образовательных услуг; важность отражения в "информационной карте" не только путей продолжения образования по окончании IX класса, но и других, более поздних возможностей профессиональной самореализации;
– необходимость дополнения оценивания педагогами деятельности учащихся в ходе предпрофильной подготовки (по крайней мере, в аспекте ориентационной работы), создания условий для учета не только сертифицированных академических достижений, но и других успехов учащегося в образовательной среде школы и за ее пределами и др.
Позитивными результатами семинара стали:
1. понимание всеми участниками специфики ППП и её отдельных ключевых моментов, понимание комплексного характера работы по ППП;
2. представленный педагогами опыт использования интегративных профориентационных курсов, организации взаимодействия специалистов служб занятости и педагогов школы;
3. начало разработки представителями экспериментальных регионов собственных моделей ППП на основе базовой модели;
4. выявление основных проблем, которые требуют разрешения для эффективной ППП, и определение путей их разрешения.
Значимые данные, говорящие об установках участников будущего эксперимента по ППП и об их отношении к эксперименту в целом и к его различным аспектам, были получены в ходе оперативного социологического опроса.
Абсолютное большинство (96%) поддерживает идею ППП и решение о проведении эксперимента по ее введению.
Эксперты указали на то, что курсы по выбору должны получить наибольшее количество часов в предпрофильной подготовке в IX классе (75% ответивших посчитали, что необходимо потратить на курсы по выбору 50–85% времени отпущенного на предпрофильную подготовку). Эксперты считают, что на информационную работу можно потратить от 10 до 40% времени (такой диапазон посчитали необходимым 82,6% опрошенных), Профконсультирование и профориентационная работа должна по мнению экспертов занимать от 10 до 30% времени (93,5% опрошенных).
Полезная информация:
Формирующий эксперимент и его статистическая обработка
Эксперимент проводился на базе Нижнекамского муниципального института со студентами очного (6 человек) и заочного (5 человек) отделения. Для проверки остаточных знаний и получения зачета студенты очного отделения проводился по рейтингу (накопление баллов за посещаемость, активностью на уроках, напи ...
Формирование мотивации учения школьников
Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способств ...
Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...