К концу 1990-х гг. на практике сложились основные предпосылки формирования современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, а именно: осмысление накопленного опыта дифференцированного обучения в отечественной общеобразовательной школе; законодательное оформление перехода российской школы от унитарности к вариативности, одной из форм которой и является профильное обучение; утверждение в массовой образовательной практике идей гуманизации и демократизации образования, одной из форм которых выступает элективное профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов; развитие информационно-телекоммуникационных технологий, создание материально-технической и научно-методической базы информатизации российского среднего образования; нарастающий кризис традиционных форм специализации школьного образования, равно как и неспециализированной общеобразовательной подготовки, в условиях лавинообразного роста информации, увеличения многопредметности обучения, повышения требований со стороны последующих ступеней образования. В то же время к началу 2000-х гг. сеть общеобразовательных учреждений, профилированных в той или иной форме, была развита по-прежнему недостаточно.
Обозначенный в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." курс на профилизацию старшей ступени школы был изначально осложнён неоднозначной трактовкой понятия "профильная школа", противоречивыми представлениями её целей и задач, продолжающимся отождествлением профильного обучения с углублённым. Это вызвало необходимость в разработке особого документа – "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" и организации на этой основе федерального эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
Рассмотрен зарубежный опыт организации профильного обучения на примере более чем 40 стран, среди которых Германия, Дания, Швеция, США, Канада, Франция, Италия, Англия, страны Восточной Европы, а также Китай, Япония и др. Выделены следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования. Старшая ступень общего образования во всех экономически развитых странах является профильной. Как правило, профильное обучение (включая предпрофильную подготовку) охватывает три, реже два последних года обучения в школе. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения. Дипломы (свидетельства) об окончании профильной школы обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями. В последние полвека количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов, при этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования.
Анализ зарубежных моделей профильной школы в сопоставлении с отечественной моделью, предложенной в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", позволяет сделать вывод о том, что современная российская модель профильного обучения на старшей ступени общего образования представляет собой уникальный комплекс организационно-педагогических механизмов, не имеющий аналогов в мировой практике. В тех или иных зарубежных странах мы можем встретить лишь те или иные элементы – составные части российской модели профильного обучения: предпрофильная подготовка (Франция, отчасти Англия); трёхкомпонентный подход к конструированию структуры и содержания профилей различных типов, включая курсы базового, профильного и элективного типа (Польша, Франция); обучение на основе индивидуального учебного плана (Англия, США); многопрофильное образовательное учреждение как одна из организационных моделей профильного обучения на старшей ступени общего образования (Франция, Польша, Швеция, Норвегия); тьюторская поддержка обучающихся (Англия, США); социальное партнёрство и сетевое сотрудничество в системе профильного обучения (США); ресурсные центры профильного обучения (США). Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования, а по совокупности предложенных организационно-педагогических решений превосходит мировые аналоги. Кроме того, некоторые черты современного российского подхода к организации профильного обучения являются специфическими. Это использование портфолио учащихся как одного из механизмов их распределения по различными профилям; ориентация на создание муниципальных сетей профильного обучения; широкое использование дистанционных курсов в системе профильного обучения; особенности в понимании роли тьютора и др.
Полезная информация:
Заключительное занятие по теме «Законы движения Ньютона»
Целью заключительного занятия является систематизация и обобщение знаний учащихся по теме. Может быть рекомендован следующий план проведения этого занятия. 1.Предмет и задачи динамики. 2.Основные понятия динамики. 3.Масса. 4.Сила. 5.Первый закон Ньютона (формулировка закона, его проявления в природ ...
Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления
логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом
На основании полученных данных логопедического обследования основное внимание при планировании этапов коррекционной работы нами было отведено формированию лексического строя речи, были подобраны и систематизированы дидактические игры, которые могут быть использованы в логопедической работе с детьми ...
Лабораторная работа «Измерение времени простой сенсомоторной реакции»
Цель лабораторной работы: Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой раздражители. Приборы и принадлежности: Устройство психофизиологического тестирования «Рефлексометр». Краткая теория: Время реакции человека – интервал времени от начала воздействия на организм какого-л ...