Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Образование и воспитание » Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления особенностей связной монологической речи

Страница 7

Вторую группу, более сильную, составляют дети с менее выраженными недостатками в построении связных высказываний. Они проявляют некоторую самостоятельность при составлении развернутых сообщений. Нарушения связности и последовательности повествования не имеют столь явно выраженного характера. Наибольшие трудности у этих детей возникают при составлении рассказов с включением творческих заданий. В эту группу вошли 5 дошкольников с ОНР, обследованные нами.

Такое разделение детей с ОНР на группы необходимо для организации дальнейшей целенаправленной коррекционно-логопедической работы, предусматривающей дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Таким образом, в ходе проведения обследования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) нами выявлены следующие особенности, присущие связным монологическим высказываниям детей:

1. Дети с ОНР (III уровень) речевого недоразвития) мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

2. У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Основная особенность высказываний дошкольников с ОНР - нарушение связности. Отмечаются как неявно выраженные нарушения связности, к которым относятся пропуски отдельных, важных в смысловом отношении слов, фраз, единичные случае отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой речи, так и значительные нарушения связности, при которых отмечаются повторное отсутствие в рассказе смысловой и синтаксической связи между смежными фразами, пропуски слов или частей текста, влияющие на логическую организацию высказывания, нарушение смысловой связи между двумя фрагментами текста. Попуск нескольких фрагментов, отсутствие смысловой связи между рядом последовательных предложений, незавершенность частей текста, а также сочетание различных недостатков приводят к существенным нарушениям связности рассказа.

4. Немаловажное место среди особенностей детских высказываний занимают недостатки в их грамматическом оформлении. Для рассказов детей с недоразвитием речи характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи – короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений – неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублировании элементов фразы и др.; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний – нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видо-временных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок.

Выявленные положения подтверждают характерные особенности, присущие высказываниям детей с ОНР, на которые указывает В.П. Глухов. Среди них нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Таким образом, выявленные нами особенности связной монологической речи дошкольников с ОНР необходимо учитывать при организации специальной коррекционной работы по обучению детей связной речи. То есть методика обучения должна строится с учетом отмечаемых у каждой группы детей речевых нарушений с опорой на более развитые виды речевых высказываний. Необходимо увеличивать объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений, использовать разные виды помощи со стороны педагога.

В ходе проведенного экспериментального исследования, тема которого была определена следующим образом: «Выявление особенностей связной речи дошкольников с ОНР IIIуровня», мы достигли поставленной цели и решили выдвинутые задачи.

На основе анализа теоретической литературы дали определение понятию «связная речь», рассмотрели в плане противопоставления диалогическую и монологическую формы речи. Мы пришли к такому выводу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Структура профессиональной компетентности педагога
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя в ...

Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы
1 этап – организационный. Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение. Задачи: Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга». Формирование малых групп, клубов, творческих груп ...

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru