Приведем пример рассказа составленного ребенком.
(Катя Ш., 5,7 лет, общее недоразвитие речи).
«Вольк плыгнула, но не помал… Убезали, потом глизли деево, а матик клитял. Усли и он усел. И фсе».
Задание выполнено на низком уровне, для которого характерны: нарушение последовательности изложения, смысловые ошибки, бедность содержания, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.
Результаты выполнения задания всеми детьми представлены в приложении 6.
Последнее задание – составление рассказа на заданную тему (методика проведения на с….) оказалось невыполнимым для 3 детей. Рассказы остальных детей составлены только с дополнительной помощью, целиком по наводящим вопросам, содержание их крайне бедно, при этом нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения. Составленные рассказы очень похожи на попытку пересказать знакомую сказку, в которой вместо волка девочка встречает медведя, причем рассказ детей остается незавершенным.
Т.е. данное задание выполнено на низком уровне.
По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи. Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы.
Приведем пример составления индивидуального «профиля» состояния связной монологической речи детей с ОНР (третий уровень речевого развития)
(Лена Г., 5 лет 6 мес., ОНР III уровень)
Уровни выполнения задания |
Виды заданий | ||||
1. Пересказ |
2. Рассказ по серии картинок |
3. Рассказ на основании опыта |
4. Описание предмета |
5. Продолжение рассказа | |
I. «Хороший» (4 балла) | |||||
II. «Удовлетворительный (3 балла) | |||||
III. «Недостаточный» (2 балла) | |||||
IV. «Низкий» (1 балл) | |||||
V. Задание не выполнено |
Результаты обследования связной речи, отмеченные в «профиле», получены до начала специального обучения детей связной речи. Особые трудности отмечаются в составлении рассказа-описания и в рассказывании с элементами творчества.
Индивидуальные «профили» составления связной монологической речи каждого ребенка, составленные на основе проведенного обследования, помещены в приложении.
Кроме этого, на основании составленного «профиля» можно определить индивидуальный уровень развития навыков связной речи для каждого ребенка. В данном случае ребенок по результатам выполнения заданий набрал 10 баллов, что соответствует «недостаточному» уровню развития связной речи.
Таким образом, из 8 обследованных дошкольников 5детей имеют «недостаточный» уровень развития связной речи, а 3 – «низкий» уровень развития.
На основе проведенного логопедического обследования и выявленных уровней развития речи, составленных «профилей», мы всех обследуемых детей разделили на 2 группы, в зависимости от степени сформированности связной речи и навыков рассказывания.
К первой группе отнесли троих детей (из 8 обследуемых), у которых в ходе обследования определены стойкие и явно выраженные затруднения в построении отдельных (фразовых) высказываний, а также значительные трудности при выполнении заданий на составление рассказов; отсутствуют навыки самостоятельного рассказывания; отмечаются значительные нарушения связности и последовательности в изложении событий; выполнение заданий с элементами творчества оказывается недоступным.
Полезная информация:
Развитие ключевых компетенций на уроках математики в 5-6 классах
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информаци ...
Региональный уровень управления введением и распространением профильного
обучения
В работах указанных авторов выделены факторы, определяющие развитие региональной образовательной системы: возможность разрабатывать и реализовывать собственную образовательную политику в соответствии с социально-экономической, ресурсной, природной, культурной и т.д. спецификой, присущей конкретному ...
Сопоставление письменной речи глухих и слышащих
школьников
По проводимым в разные годы наблюдениям психологов и сурдопедагогов, результаты которых опубликованы в учебнике "Психология глухих детей под редакцией И.М. Соловьева, слышащие ученики II класса по сравнению с глухими учащимися IV класса полнее, глубже, обобщеннее и вместе с тем дифференцирован ...