Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при ОНР. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР,относится формирование у них связной речи.Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Изучением общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались В.П. Глухов, О.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткачева. К данной проблеме обращались Р.Н. Лалаева, Н.С. Жукова, В.И. Жукова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Темой нашего исследования является: «Выявление особенностей связной речи дошкольников с ОНР III уровня».
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации в нашей стране отмечается значительный рост такой речевой патологии как общее недоразвитие речи.
Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Анализ современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы показал, что в настоящее время проблема развития связной речи в дошкольников с ОНР занимает важное место в коррекционно-логопедической работе с ними, а, следовательно, важно владеть эффективными методиками выявления особенностей связной речи.
Цель нашего исследования – выявить особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи:
1. На основе изучения теоретической литературы дать характеристику общему недоразвитию речи как системному нарушению.
2. Раскрыть понятие речь и дать характеристику связной речи у детей дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное изучение состояния связной речи у дошкольников с ОНР и выявить ее особенности.
Объект исследования – связная речь у дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет – выявление особенностей связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- психологический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость работы заключается в выявленных особенностях связной речи детей дошкольного возраста с ОНР и разработанных рекомендациях про проведению обследования связной речи с целью ее развития, необходимого для полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки к предстоящему школьному обучению.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость работы, методы исследования.
В первой главе «Проблема развития связной речи у детей с ОНР III уровня» представлен анализ теоретических источников по данному вопросу, освещены основные аспекты проблемы, определено направление экспериментально-практического исследования.
Во второй главе «Обследование дошкольников с ОНР с целью выявления особенностей связной речи содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения и дается анализ полученных результатов.
Полезная информация:
Алгоритм игрового занятия
Игровых занятий может быть сотни разновидностей. Это разнообразие форм позволяет адаптировать игру к всевозможным условиям ее проведения, выбрать тот вариант, который преподаватель считает наиболее целесообразным. Для того чтобы охарактеризовать эти разновидности, сначала необходимо ознакомиться с ...
Учебное кино
Учебные видеофильмы являются прямыми наследниками и законными приемниками Учебного кино. Различия между ними заключается только в носителе изображения. В кино это целлулоидная пленка, а в видео это аналоговый или цифровой сигнал записанный на электромагнитную пленку, жесткий или оптический диск. Уч ...
Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного
возраста
Рассмотрим значение движений для культурного развития детей. Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции детей. Например, в исследованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявлениями восприятия, памятью, эмоциями и ...