Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии

Образование и воспитание » Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории » Ос­нов­ные це­ли ис­поль­зо­ва­ния изо­бра­зи­тель­ных средств на­гляд­но­сти на уро­ках ис­то­рии

Страница 1

Про­из­ве­де­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры ре­ко­мен­ду­ют­ся во всех школь­ных учеб­ни­ках по ка­ж­до­му кур­су ис­то­рии, при­вле­ка­ют­ся в ка­че­ст­ве вы­ра­зи­тель­но­го ма­те­риа­ла на уро­ках. И все­гда ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра слу­жит для уча­щих­ся од­ним из важ­ных ис­точ­ни­ков для оз­на­ком­ле­ния с ис­то­ри­че­ским про­шлым и од­ним из эф­фек­тив­ных средств их нрав­ст­вен­но­го и эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния. Вы спро­си­те: «По­че­му?» Да по­то­му, что жи­вость и кон­крет­ность ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза уси­ли­ва­ют кар­тин­ность по­ве­ст­во­ва­ния и та­ким об­ра­зом соз­да­ют бо­лее кон­крет­ные ис­то­ри­че­ские пред­став­ле­ния у уча­щих­ся.

Ху­до­же­ст­вен­ный об­раз, как пра­ви­ло, от­ли­ча­ет­ся мет­ко­стью и убе­ди­тель­но­стью. И это об­лег­ча­ет вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го про­шло­го. До­ка­за­тель­ная си­ла ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза вос­пи­ты­ва­ет у школь­ни­ков оп­ре­де­лен­ное от­но­ше­ние к изу­чае­мым ис­то­ри­че­ским яв­ле­ни­ям, вы­зы­ва­ет у них со­чув­ст­вие, не­на­висть, вос­хи­ще­ние, воз­му­ще­ние. Яр­кий, вы­ра­зи­тель­ный ху­до­же­ст­вен­ный об­раз воз­дей­ст­ву­ет на лич­ность уча­ще­го­ся все­сто­рон­не: на его ум, чув­ст­во, во­лю, по­ве­де­ние, по­то­му что эти­че­ские нор­мы рас­кры­ты на жи­вых при­ме­рах и в кон­крет­ных си­туа­ци­ях. Ос­та­но­вим­ся на кон­крет­ном при­ме­ре. Есть в кур­се ис­то­рии 5 клас­са те­ма «Бре­ст­ская кре­пость». На уро­ке мы с ре­бя­та­ми го­во­рим о на­ча­ле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, о тя­же­сти пер­вых дней, о му­же­ст­ве за­щит­ни­ков Бре­ст­ской кре­по­сти. Но ма­те­ри­ал учеб­ни­ка, как мне ка­жет­ся, пре­дель­но сух и не­дос­та­точ­но эмо­цио­на­лен. По­это­му, что­бы соз­дать нуж­ный на­строй на уро­ке, я за­чи­ты­ваю от­ры­вок из по­вес­ти Бо­ри­са Ва­силь­е­ва «В спи­сках не зна­чил­ся» о по­след­них ми­ну­тах жиз­ни лей­те­нан­та Ни­ко­лая Плуж­ни­ко­ва.

«Он шел стро­го и пря­мо, ни­че­го не ви­дя, но точ­но ори­ен­ти­ру­ясь по зву­ку ра­бо­тав­ше­го мо­то­ра. И все стоя­ли на сво­их мес­тах, и он шел один, с тру­дом пе­ре­став­ляя рас­пух­шие, об­мо­ро­жен­ные но­ги.

И вдруг не­мец­кий лей­те­нант звон­ко и на­пря­жен­но, как на па­ра­де, вы­крик­нул ко­ман­ду, и сол­да­ты, щелк­нув каб­лу­ка­ми, чет­ко вски­ну­ли ору­жие «на ка­ра­ул». И не­мец­кий ге­не­рал, чуть по­мед­лив, под­нес ру­ку к фу­раж­ке.

А он, ка­ча­ясь, мед­лен­но шел сквозь строй вра­гов, от­да­вав­ших ему сей­час выс­шие во­ин­ские по­чес­ти. Но он не ви­дел этих по­чес­тей, а ес­ли бы и ви­дел, ему бы­ло бы уже все рав­но. Он был вы­ше всех мыс­ли­мых по­чес­тей, вы­ше сла­вы, вы­ше жиз­ни и вы­ше смер­ти.

Страш­но, в го­лос, как по по­кой­ни­ку, за­кри­ча­ли, за­вы­ли ба­бы. Од­на за дру­гой они па­да­ли на ко­ле­ни в хо­лод­ную ап­рель­скую грязь. Ры­дая, про­тя­ги­ва­ли ру­ки и кла­ня­лись до зем­ли ему, по­след­не­му за­щит­ни­ку так и не по­ко­рив­шей­ся кре­по­сти… Он шел и шел, шел гор­до и уп­ря­мо, как жил, и упал толь­ко то­гда, ко­гда до­шел.

Воз­ле ма­ши­ны.

Он упал на спи­ну, на­взничь, ши­ро­ко рас­ки­нув ру­ки… Упал сво­бод­ным и по­сле жиз­ни, смер­тию смерть по­прав.»

Мне ни­ко­гда не за­быть ши­ро­ко рас­кры­тых дет­ских глаз, в ко­то­рых в этот мо­мент мож­но бы­ло про­чи­тать все: вос­хи­ще­ние, страх, не­на­висть, гор­дость. И я спра­ши­ваю се­бя в этот мо­мент: «Раз­ве бы мог школь­ный учеб­ник вы­звать у ре­бят та­кую бу­рю чувств, та­кой ин­те­рес к те­ме, та­кое по­ни­ма­ние?» И са­ма се­бе от­ве­чаю: «К со­жа­ле­нию, нет.»

При­вле­кае­мые на уро­ках ис­то­рии ху­до­же­ст­вен­ные об­ра­зы уси­ли­ва­ют идей­ную на­прав­лен­ность пре­по­да­ва­ния, да­ют учи­те­лю воз­мож­ность до­ве­сти до соз­на­ния уча­щих­ся идей­ное со­дер­жа­ние те­мы в дос­туп­ном кон­крет­ном ви­де, спо­соб­ст­вуя бо­лее проч­но­му за­кре­п­ле­нию в па­мя­ти уча­щих­ся изу­чае­мо­го ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла. Ну, как здесь обой­тись без при­ме­ра? И в пя­том, и в седь­мом клас­сах есть те­ма пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, строи­тель­ст­ва Пе­тер­бур­га, зна­че­ния это­го го­ро­да для ис­то­ри­че­ско­го бу­ду­ще­го Рос­сии. На эту те­му мож­но дол­го и про­стран­но го­во­рить. Но за­чем? Ведь есть Пуш­кин.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Тематическое планирование уроков в 8 классе по теме «Центральные и вписанные углы»
Учебник Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и другие «Геометрия 7-9» (2 часа в неделю, всего 5 часов) Тема Количество часов Центральные и вписанные углы (5 ч) Градусная мера дуги окружности 1 Теорема о вписанном угле 1 Теорема об отрезках пересекающихся хорд 1 Обобщающий урок по теме «Центральные и вписа ...

Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку
Каждый период развития личности учащегося представляет собой качественно своеобразную ступень формирования индивидуума. Это своеобразие подчеркивал отечественный психолог Л.С. Выготский, когда сравнивал развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Результативность обучен ...

Коллектив как фактор развития и воспитания учащихся
Для работы педагога по созданию коллектива учащихся большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом "коллектив" и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания учащихся. Коллектив (лат. kollectvus - собирательный) представляет социальную о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru