Во время рассказа ребята кратко конспектируют области применения щелочных металлов.
Учитель обобщает сказанное, что без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации.
И плавно переходит к изучению физических свойств щелочных металлов.
Предлагая из всего услышанного попробовать составить рассказ о физических свойствах металлов.
В помощь ученикам демонстрируется слайд № 9:
Таблица 2.4 – Физические свойства щелочных металлов
Название металла |
Т плавления, 0С |
Плотность, г/см3 |
Литий |
180,5 |
0,54 |
Натрий |
98,0 |
0,97 |
Калий |
63,5 |
0,86 |
Рубидий |
39,5 |
1,52 |
Цезий |
28,0 |
1,90 |
Исходя из своих знаний о металлах и анализа таблицы, ребята готовятся рассказать о результатах своего исследования. (Ответ: все щелочные металлы – серебристо-белого цвета, лёгкие, мягкие, легкоплавкие. Их твердость и температура плавления снижается закономерно от лития к цезию, плотность увеличивается).
Далее учитель сообщает, что из–за высокой активности щелочных металлов их хранят под слоем керосина за исключением лития. Его хранят в вазелине. Почему? (Ответ: так как он легче керосина).
Далее учитель сообщает: «Мы приблизились к реке знаний. Нужно перебросить мостик через нее, чтобы переправиться на другую сторону».
Так в школьном коридоре была обнаружена шпаргалка с правыми частями уравнений реакций. Нужно восстановить левые:
? + ? =NaH,
? + ? = NaCl,
? + ? = Na2SO4 + H2,
? + ? = NaOH + H2.
Учащиеся переносят полученную схему в тетради. И записывают уравнения реакций, комментируя при этом по цепочке запись соответствующего уравнения реакции, расстановку коэффициентов. Затем проверяют правильность записей.
Учитель спрашивает ребят: «Почему эти металлы названы щелочными?» Выслушав ответ учащихся, демонстрируется слайд №12 с видеофрагментом – взаимодействие щелочных металлов с водой.
После просмотра видеофрагмента учитель обобщает, что химическая активность щелочных металлов проявляется во взаимодействии с водой. Литий реагирует спокойно без пламени. Все последующие за ним элементы – аналогично реагируют с водой с воспламенением и взрывом, который усиливается от натрия к цезию.
Далее учитель обращает внимание на то, что оказывается литий отличается по своим свойствам от остальных щелочных металлов.
Так при взаимодействии с кислородом: Li + O2 = Li2O,
Тогда как остальные образуют пероксиды: Ме + O2 = Ме2О2 , строение которого следующее Ме – О – О – Ме .
Пероксиды используют для регенерации воздуха в космических кораблях и в подводных лодках.
Полезная информация:
Жестокое обращение с детьми
Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются "все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуата ...
Сущность болонского процесса, его цели и задачи
Объединение высшей школы в европейских странах стало актуальным еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское согл ...
Психолого-педагогические
основы применения технических средств при обучении химии
Требования наглядности в обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, д ...