Во время рассказа ребята кратко конспектируют области применения щелочных металлов.
Учитель обобщает сказанное, что без металлов немыслим современный уровень земной цивилизации.
И плавно переходит к изучению физических свойств щелочных металлов.
Предлагая из всего услышанного попробовать составить рассказ о физических свойствах металлов.
В помощь ученикам демонстрируется слайд № 9:
Таблица 2.4 – Физические свойства щелочных металлов
Название металла |
Т плавления, 0С |
Плотность, г/см3 |
Литий |
180,5 |
0,54 |
Натрий |
98,0 |
0,97 |
Калий |
63,5 |
0,86 |
Рубидий |
39,5 |
1,52 |
Цезий |
28,0 |
1,90 |
Исходя из своих знаний о металлах и анализа таблицы, ребята готовятся рассказать о результатах своего исследования. (Ответ: все щелочные металлы – серебристо-белого цвета, лёгкие, мягкие, легкоплавкие. Их твердость и температура плавления снижается закономерно от лития к цезию, плотность увеличивается).
Далее учитель сообщает, что из–за высокой активности щелочных металлов их хранят под слоем керосина за исключением лития. Его хранят в вазелине. Почему? (Ответ: так как он легче керосина).
Далее учитель сообщает: «Мы приблизились к реке знаний. Нужно перебросить мостик через нее, чтобы переправиться на другую сторону».
Так в школьном коридоре была обнаружена шпаргалка с правыми частями уравнений реакций. Нужно восстановить левые:
? + ? =NaH,
? + ? = NaCl,
? + ? = Na2SO4 + H2,
? + ? = NaOH + H2.
Учащиеся переносят полученную схему в тетради. И записывают уравнения реакций, комментируя при этом по цепочке запись соответствующего уравнения реакции, расстановку коэффициентов. Затем проверяют правильность записей.
Учитель спрашивает ребят: «Почему эти металлы названы щелочными?» Выслушав ответ учащихся, демонстрируется слайд №12 с видеофрагментом – взаимодействие щелочных металлов с водой.
После просмотра видеофрагмента учитель обобщает, что химическая активность щелочных металлов проявляется во взаимодействии с водой. Литий реагирует спокойно без пламени. Все последующие за ним элементы – аналогично реагируют с водой с воспламенением и взрывом, который усиливается от натрия к цезию.
Далее учитель обращает внимание на то, что оказывается литий отличается по своим свойствам от остальных щелочных металлов.
Так при взаимодействии с кислородом: Li + O2 = Li2O,
Тогда как остальные образуют пероксиды: Ме + O2 = Ме2О2 , строение которого следующее Ме – О – О – Ме .
Пероксиды используют для регенерации воздуха в космических кораблях и в подводных лодках.
Полезная информация:
Гигиенические проблемы школьной зрелости
Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возраст ...
Разработка родительской конференции на тему: «Воспитание волевых качеств у
школьников»
Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком. Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников. Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста. Чтобы воспитать волевые качества и сф ...
Актуальность темы «Моделирование космического летательного
аппарата типа шатал»
Двадцатый век – был веком научно-технического прогресса. Человечество с тех пор во многом продвинулось, и двадцать первый век дает неограниченные возможности в космологии, компьютеризации всего мира который нас окружает. Важную роль в жизни современного человека играет осознание и представление воп ...