Требования наглядности в обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами преподносятся».
Существуют различные виды наглядности – зрительная и слуховая, кинестетическая. В 1941г. профессор В.А. Артемов, исследуя психологические особенности обучения языкам, ввел понятие языковой наглядности.
Неизбежно возникает вопрос при описании дидактического принципа наглядности: каким образом и с помощью каких средств указанные виды наглядности могут быть реализованы на практике? Таких способов существует великое множество.
Например, по способу выражения зрительная наглядность может быть графической, иллюстративной, вербальной, экранной. В свою очередь иллюстративная зрительная наглядность может быть предметной, ситуативной, сюжетной и т.д.
С появлением новых информационных технологий основным стал комплексный способ реализации принципа наглядности.
Мультимедийность стала обычным способом выражения принципа наглядности.
Таким образом, говоря о материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определить вид и форму наглядности, используемые при проектировании того или иного средства обучения, что, в свою очередь, в немалой степени зависит от его природных качеств, дидактических свойств.
Полезная информация:
Положительные и отрицательные стороны современного школьного курса
В последние годы в развитии информатики как учебной дисциплины наблюдается кризис, вызванный тем, что: задача 1-го этапа введения школьного предмета информатика в основном выполнена; - все школьники знакомятся с основными компьютерными понятиями и элементами программирования. Пока решалась эта зада ...
Задачи дифференцированного обучения
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи: 1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и у ...
Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей
среднего дошкольного возраста
Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников. Поручения имеют свои особенности: всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; предоставляют широкие возможности для индивидуальной ...