Разработка проекта «Формирование системы информационного образования школьников МОУ «Сахарозаводская сош»

Образование и воспитание » Методика использования ресурсов школьной библиотеки-медиатеки для формирования основ информационной культуры школьника » Разработка проекта «Формирование системы информационного образования школьников МОУ «Сахарозаводская сош»

Страница 2

Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры зависит от целого ряда факторов:

- теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной самого объекта изучения – феномена информационной культуры.

- методическая неразработанность, отсутствие методики обучения основам информационной культуры, дефицит учебной, учебно-методической литературы по данному направлению.

- отсутствие специально подготовленных педагогических и библиотечных кадров, способных обеспечить квалифицированное обучение основам информационной культуры.

В результате школа не формирует у учащихся убеждений в значимости информационных знаний и умений как основы достижения успехов в любом виде деятельности человека. Как следствие этого – неуспешность, неэффективность в обучении.

Рациональным способом решения проблемы может стать организация специального информационного образования путем включения в учебный процесс образовательных учреждений специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения.

Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания».

Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, в котором используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, функциональной стилистики, теории текста, прикладной психологии, логики, культуры чтения.

Чутко улавливая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, библиотека должна сформировать политику информационной поддержки образования. От библиотекаря зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащихся. Школьная библиотека предоставляет всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся, учит самостоятельности в поиске информации, побуждает к чтению и потреблению информации.

Понимая важную функцию школьной библиотеки-медиатеки в формировании информационной культуры учащихся, творческая группа школы решила разработать методическое и дидактическое содержание курса «Основы информационной культуры личности». В основу курса положена модель программы «Основы информационной культуры личности» специалистов Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

В структуре курса выделяется пять основных разделов: «Информационные ресурсы общества и информационная культура», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации», «Аналитико-синтетическая обработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся», «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной деятельности учащихся», «Информационная культура и новые информационные технологии». Включение именно этих разделов в состав учебного курса объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре, дают учащимся знания и умения в области поиска, обработки и использования информации, как в традиционном, так и в компьютерном вариантах.

По сложности программа курса рассчитана на учащихся старших классов, поэтому данный курс планируется апробировать как элективный для учащихся 10-11-х классов, членов школьного научного общества в 2011-12 учебном году. Предполагаются различные формы проведения занятий: урок-лекция, урок-беседа, практикум, тренинг. Уроки строятся таким образом, чтобы они были доступны по содержанию, интересны. При изложении материала активно будут использоваться наглядные методы, различные информационные источники, электронные продукты. При изучении раздела курса «Информационная культура и новые информационные технологии» планируется привлечь специалистов-информатиков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи подробно описывают такие авторы как: Левина, Фили ...

Применение принципа прочности
Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное Необходимо давать такие установки на запоминание: что, ...

Программа кружка «резьба по дереву»
Первый год занятий (контурная и трехгранновыемчатая виды резьбы) Эти виды резьбы наиболее доступны в общеобразовательных школах. Они не требуют сложных инструментов ( достаточно иметь нож-косячок).Для этих видов резьбы может быть использована практически любая древесная порода, причем композиционны ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru