Первый год занятий (контурная и трехгранновыемчатая виды резьбы)
Эти виды резьбы наиболее доступны в общеобразовательных школах. Они не требуют сложных инструментов ( достаточно иметь нож-косячок).Для этих видов резьбы может быть использована практически любая древесная порода, причем композиционные комбинации линий и трехгранных узоров позволяет создавать мотивы геометрического, растительного, анималистического и даже пейзажного характера.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву. Демонстрация слайдов, репродукций и просмотр кинофильмов. Показ лучших изделий кружковцев, выполненные в предыдущие годы, или творческих работ руководителя кружка. Знакомство с рабочим, местом, оборудованием и инструментами для резьбы по дереву. Безопасность труда и противопожарная безопасность в мастерских. Программа и режим работы кружка. Организационные вопросы.
Практическая работа. Упражнения по заточке и правке инструментов.
Тема 2. Технология контурной резьбы. Задание по образцу
(на светлом фоне) — 6 часов.
Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой и затонированной древесине. Пластический характер решения композиции. Примеры из истории народного искусства (ярославские прялки и др.). Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож) и характера деревянной поверхности (естественного цвета или тонированной).
Практическая работа. Композиции растительного характера. Изготовление строганной основы по размерам образца. Работа над подготовительным рисунком. Исполнение резной композиции.
Тема3. Контурная резьба по тонированному фону. Анималистическая композиция — 8 часов.
Специфика негативного рисунка. Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон.
Практическая работа. Декоративные композиции для игровых комнат детского сада. Подготовка основы. Работа над эскизом. Декоративная трактовка форм животного мира. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.
При выполнении резьбы по тонированной основе необходимо предостерегать школьников от подражания линогравюре, добиваясь от них выразительных композиций линейно-декоративного характера. Учитывая опыт прикарпатских народных мастеров по дереву, можно рекомендовать тонировать основу не только в черный, но и в красный, зеленый, синий или коричневый цвета.
Тема 4. Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов — 10 часов.
Декоративные особенности геометрической резьбы. Примеры из истории народного искусства (прялки, вальки, рубели Архангельской, Вологодской и других областей России; изделия кавказских мастеров; геометрическая резьба народов Средней Азии; прибалтийские изделия). Исходные (азбучные) узоры геометрической резьбы.
Практическая работа. Подготов_о основы. Разметка резного поля под узоры азбуки (каждый из них повторяется многократно на протяжении всей полосы). Исполнение резьбы.
Чтобы резьба получалась чище, а усилий затрачивалось меньше, полоски узоров следует располагать поперек волокон. Тогда все разрезы будут идти по волокнам или под острым углом к ним, что не требует затраты больших усилий.
Распределив на плоскостях (лицевой и оборотной) заготовки узоров и вырезав их, учащиеся будут иметь справочный материал для выполнения последующих заданий.
Тема 5. Узор геометрического характера из изученных элементов (работа по образцам) — 12 часов.
Использование пластины с резной азбукой в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания одного или нескольких элементов резьбы в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины резьбы. Особенность технологии резьбы по мягкой и твердой древесине. Возможности использования текстуры хвойных пород для достижения выразительности композиции. Ритм при выполнении приемов геометрических узоров.
Практическая работа. Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (раскрой, пиление, строгание). Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией.
Полезная информация:
Возрастные особенности учебной деятельности школьников 7-9
классов
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, кото ...
Технология работы над сочинением как способ развития творческого
воображения младших школьников
На основе выводов ученых М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Н.С. Черноусовой рассмотрим разработку и описание технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Остановимся подробно на технологии работы над сочинением. Виды ...
Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное
образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...