Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой

Страница 8

Первый фактор (информативность 44,7%), вобравший в себя показатели типологических свойств нервной системы, интерпретировался, как «типологически обусловленный индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке». По второму фактору (информативность 14,1%) значимые веса получили два показателя: «официальный тон обращения к учащимся» и «общение с целью передачи учебной информации». Второй фактор обозначен как «индивидуальные особенности коммуникативной деятельности учителя-мастера», По третьему фактору – «индивидуальные особенности организаторской деятельности учителя-мастера» (информативность 13,2%) – «дисциплинирование» учащихся путем поощрения».

В эти факторы не вошли показатели типологических особенностей нервной системы. Следовательно, они отражают индивидуальные особенности деятельности, в равной мере присущие всем испытуемым. Такое истолкование вполне допустимо и правомерно, так как испытуемые обладали высоким уровнем профессионального мастерства.

Таким образом, критериями педагогического мастерства учителя начальных классов можно считать: организацию активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе; формирование мотива предстоящей деятельности; использование различных, в том числе и технических, источников знаний; обучение учащихся различным способам переработки информации; опору на сильные стороны ученика; опору на самостоятельность и самодеятельность ученика. При этом основным показателем эффективности взаимодействия в системе «учитель-ученик» становится познавательная и социальная самостоятельность учащихся. Эти критерии являются и критериями оценки педагогического мастерства учителя, что и доказано в процессе констатирующего эксперимента.

Современный процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей. Актуальным процессом изменения образовательной ситуации в начальной школе выступает вариативное образование.

Однако, результаты исследований профессиональной деятельности учителей начальной школы свидетельствуют о недостаточной психолого-педагогической и методической подготовленности многих педагогов к решению встающих перед ними задач. Значительная часть учителей не готова к осознанному выбору, эмоциональному принятию той или иной педагогической модели обучения, а также к созданию оптимальных условий для развития личности младшего школьника, к повышению уровня собственного профессионализма.

В результате экспериментального исследования и наблюдений в процессе методической поддержки учителя начальных классов выяснилось, чем более позитивным является отношение учителя к самому себе, тем большую гибкость проявляет он в общении с учащимися, тем более велика вероятность того, что он сможет и у учащихся воспитать стиль творческого учения, основанного на самостоятельном творческом мышлении.

Педагогическое мастерство учителя оценивается учениками на протяжении всех лет обучения, но наиболее важен он в начальной школе, когда ребенок наиболее активно познает мир и окружающих его людей, когда в силу своих психологических возрастных особенностей он наиболее доверчив и восприимчив.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Дидактические игры весьма сложны для руководства. Включая игру в педагогический ...

“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...

Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и специфические качественные отличия. Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка ре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru