Результаты исследования показали, что у учителей разного уровня мастерства сложились и функционируют различные профессиональные стереотипы относительно фигуры учителя начальных классов. Для учителей низкого уровня мастерства характерен небольшой разрыв между образами типичного и лучшего учителя, что достигается благодаря достаточно позитивной оценке типичного учителя. В группе учителей среднего уровня мастерства этот разрыв увеличивается, а в группе учителей-мастеров достигает максимальных значений. Можно говорить о том, что в деятельности учителей-мастеров в противоположность учителям других групп, функционируют сложные, дифференцированные и открытые влияниям стереотипы. Их функционирование является фактором, обеспечивающим создание мотивационно заряженной перспективы для профессионального и одновременно личностного саморазвития.
Анализ образа «ученик» показывает, что в своих установках на ученика учителя разных групп существенно различаются. Учителя низкого уровня мастерства не ожидают от типичных учащихся школы хороших учебных успехов, оправдывая это тем, что их индивидуальный потенциал не является для этого достаточным. Негативная эмоциональность образа типичного учащегося школы, неверие в силы учащихся не создают важного мотивационного обеспечения в контактах учителя с учащимся. Учителя среднего уровня мастерства более оптимистически смотрят на своих воспитанников, на их возможности овладеть необходимыми знаниями, что сообщает образу ученика положительную валентность, являясь дополнительным мобилизующим эффектом в актах взаимодействия с ним. Учителя-мастера испытывают доверие к интеллектуальным и личностным возможностям ученика. В образе учащегося отражаются не только непосредственно связанные с процессом обучения качества, но и те личностные особенности, которые составляют ядро его индивидуальности. Обращение к ним учителя-мастера создает благоприятные возможности для раскрытия этих черт и качеств в учебном взаимодействии.
Выявлено, что проявление индивидуального стиля деятельности в настоящее время рассматривается как существенное условие повышения профессионального мастерства. У учителей начальных классов высокого уровня мастерства в конструктивном, организаторском и коммуникативном компонентах деятельности имеются устойчивые особенности, обусловленные свойствами нервной системы. Можно предположить, что эти особенности -выражение типологически обусловленного индивидуального стиля деятельности, выработанного в процессе труда.
Обнаружено, что сила нервной системы достоверно положительно коррелирует с показателями: «дисциплинирование после нарушения», «повышенный тон обращения к учащимся», «резкий тон обращения к учащимся» и отрицательно на значимом уровне с показателями: «спокойный тон обращения к учащимся», полнота плана-конспекта урока , соответствие содержания урока плану, «заблаговременность и тщательность подготовки к уроку». Учителя с более сильной нервной системой чаще, чем со слабой нервной системой, применяют дисциплинирование после нарушения, обращаются к учащимся в повышенном и резком тоне, у них в меньшей степени выражены показатели всех конструктивных действий.
Полезная информация:
Методика изучения объемов фигур в курсе геометрии средней школы
В изучении темы «Объемы тел» в курсе стереометрии прослеживается аналогия с темой «Площади фигур» и распределение учебного материала такое: простое тело – объем тела как величина – объем прямоугольного параллелепипеда – объем треугольной призмы – объем призмы – тела, имеющие равные объемы – объем п ...
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активно ...
Изменения окружности грудной клетки и жизненной ёмкости лёгких
Данный показатель физического развития с возрастом увеличивается. Так, у школьников с 5 по 8 класс окружность грудной клетки возрастает в начале учебного года в среднем на 10 см, а в конце - на 12,7 см (табл.3). Таблица 2 Изменение веса тела школьников 5-8-х классов, кг Классы Начало учебного года ...