Руководитель образовательной программы «Школа 2100» академик А.А. Леонтьев считает креативный принцип обучения самым важным. Главным, но не единственным путём реализации креативного принципа является проблемное обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний. В результате психолого-педагогических исследований разработана технология проблемного обучения, которая является научной, современной, применимой в классах любого уровня.
Особенно актуально использование проблемного обучения становится в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируются ключевые компетенции учащихся.
Выделяют следующие этапы урока в данной технологии:
1. Актуализация знаний.
2.Постановка проблемы
3. Поиск решения
4. Выражение решения
5. Реализация продукта
6. Рефлексия
Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке.
Как же формируются базовые компетенции учащихся в технологии проблемного обучения? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.
С вашим участием рассмотрим приёмы формирования компетенций на примере урока русского языка.
1этап урока. Актуализация знаний
Прочитайте слова: аллея, страна, Россия, армия.
Что скажете о слова? (1 склонение)
Какие окончания у имён существительных 1 склонения в П.п?
В Д.п.?
Составьте словосочетания со словами, употребив их в П.п.
О аллее, о стране, о Росси? , о арми?
(Дети назовут во всех словах окончание Е).
2 этап урока. Постановка проблемы
Прочитайте предложения.
· О моей стране написано много стихотворений.
· О моей России написано много стихотворений.
Что заметили?
Создана проблемная ситуация с удивлением. В слове России почему-то окончание И, а должно быть Е.
Необходимо чётко обозначить проблему, зафиксировать её.
Какое противоречие заметили? Какая проблема возникла?
Дети: - Почему в сущ. 1 скл. в окончании П.п написано И?
Какие базовые компетенции формировались на данных этапах урока?
Целостно – смысловые компетенции:
Ученик поставлен в ситуацию выбора цели и смысла для своих последующих действий и поступков. Он должен будет принять какое-то решение для выхода из возникшей ситуации. От данной компетенции зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Полезная информация:
Формирование иноязычных способностей как основа познавательной активности
учащихся на среднем этапе обучения
Одним из успешных факторов, обеспечивающих развитие познавательной активности при усвоении иностранного языка является целенаправленное и последовательное развитие иноязычных способностей учащихся. Естественно, каждый ученик является личностью, обладающей индивидуальными особенностями и отличающимс ...
О проблемы воспитания милосердия у детей
Такая проблема, как воспитание милосердия у детей, волнует людей на протяжении уже многих веков. Как представители святоотеческой мысли, так и светские мыслители считали необходим воспитывать эту добродетель, но если святоотеческая мысль не придумывала систематических приемом и методов для разрешен ...
Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип был применен Я.А.Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Этот принцип требует, чтобы процесс усвоения знаний шел в определенном порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в лог ...