Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т.к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации на культурно-досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей. Молодёжь – социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодёжному поколению, – предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяется место среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг.
Основные потребности этой возрастной группы: общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Во временных коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков.
Таким образом, проблема студенческого досуга нас интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время «работающее на него».
Культурно-досуговая деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Важность культурно-досуговой деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Функции: развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая.
Из особенностей культурно-досуговой деятельности, можно выделить:
- осуществляется в свободное время;
- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.;
- характеризуется многообразием видов.
Работа с молодежью должна выполнять ряд социально-значимых функций:
- просвещение молодежи;
- развитие творчества и общественной активности;
- организация широкого общения;
- обеспечение отдыха и развлечений.
Среди массовых форм культурно-досуговая деятельность наиболее распространенными являются:
- концерты;
- развлекательно-игровые программы;
- вечера отдыха;
- тематические встречи;
- посещение театров, музеев, кинотеатров и т.д.
Чем шире и разнообразнее поле досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты. Рост интереса у учащейся молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствуют о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями, навыками. Необходимо создать в учреждениях профессионального образования оптимальные условия, для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном совершенствовании. Для этого необходимо:
- утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей;
- развитие досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи;
- создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи.
Развитие личности студента в вузе преследует следующие цели:
- повышение уровня ее компетентности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей;
- умение сотрудничать, работать, общаться, отдыхать с другими людьми;
- определять свои взаимоотношения с политическими и общественными организациями;
- формирование способностей индивида к самоконтролю, самооценке, рефлексии;
Полезная информация:
Общие сведения о технологии модульного обучения
В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий. К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ ...
Изучение организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности,
способствующих проявлению и развитию социальной компетентности студента
В данной главе мы будем проверять выдвинутую нами гипотезу, а именно: организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности в вузе, построенные по критериям развивающей среды влияют на проявление и развитие социальной компетентности студента. Исследование проводилось в 2003-2005 го ...
Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности
физических нагрузок в процессе физического воспитания
Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из мн ...