Анализ опыта воспитания социальной активности в учреждениях дополнительного образования детей

Образование и воспитание » Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования » Анализ опыта воспитания социальной активности в учреждениях дополнительного образования детей

Страница 6

Анализируя опыт организации воспитания во внешкольном объединении «Экол» учреждения дополнительного образования детей «Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Киров, мы выявили, что организация и осуществление экологического образования и воспитания на исследовательском уровне позволяет успешно решать проблемы воспитания социальной активности современных подростков. Осуществление заказа Областного эколого-биологического центра по проведению комплексного изучения территории Нововятского района - крупной промышленной зоны - позволяет создать педагогическую ситуацию, в которой ребенок ощущает себя в роли научного работника и осознает свою значимость. Интерес к исследовательской деятельности достаточно высок. Исследовательская деятельность является основой. Она пронизывает весь курс программы и осуществляется в коллективной и индивидуальной формах. Объектами исследования являются воздух, вода, почва, различные экологические системы. Для организации исследовательской работы используются разнообразные формы и методы: наблюдение, описание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, составление карт и схем, моделирование смены сообществ. В итоге дети приобщаются к методам проведения научного эксперимента, у них развивается познавательный интерес к изучению окружающей среды, развиваются такие качества, как самостоятельность, инициатива.

Изучая опыт воспитания в Центре внешкольной работы города Вязники, мы обнаружили, что военно-патриотическое воспитание оказывает особенное влияние на формирование социальной активности детей. Город Вязники богат традициями и замечательно интересными людьми, позволяющими Центру внешкольной работы военно-патриотическое воспитание определить приоритетным направлением. В 1998 году в Центре был открыт военно-патриотический клуб «Отвага». Цели и задачи клуба - воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений, навыков и готовности в службе в Вооруженных силах России, верности конституционному долгу, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам, физическое развитие ребят. Занятия проводятся по программе, которая предусматривает изучение таких курсов, как «Будущий воин», «Стрелковая подготовка», «Основы рукопашного боя», «Гражданская защита» для ребят, отобранных для службы в пограничном отряде, вводится спецкурс «Основы пограничной службы». Занятия проводятся в специализированных кабинетах на базе городского тира, курсов Гражданской обороны, войсковой части, в оборудованном кабинете Центра. Полное взаимопонимание с командованием Северо-западного пограничного округа, Кавалевского погранотряда, областным и городским военкоматам позволило решить вопрос о комплектовании пограничной заставы «Вязниковская» курсантами клуба «Отвага», и ежегодно 30 лучших курсантов осеннего и весеннего призывов направляются служить на именную заставу. Командование отряда помогло и с выделением формы для курсантов. Дважды в год курсанты, педагоги, родители, представители общественности и творческой интеллигентности ездят на подшефную заставу «Вязниковская» в целях оказания помощи военнослужащим, улучшения их быта и материально-технической базы заставы. Таким образом, на основе целостности воспитательного процесса, проявляющегося в совокупности форм и видов воспитания, проектирования содержания воспитания, предоставляющего детям выбор вида деятельности, осуществления его высокопрофессиональными педагогами, позволяет успешно достигать задачи воспитания социальной активности детей.

Решить проблемы развития личности ребенка без взаимодействия со семьей воспитанников практически не возможно. Семейное воспитание во все времена было определяющим компонентом воспитания подрастающего поколения. Однако изменения, происходящие в обществе, прежде всего отразились на состоянии современной семьи: экономические, социальные, нравственные, образовательные позиции современной семьи значительно снизились. Очень интересен опыт осуществления семейного воспитания накоплен в учреждении дополнительного образования детей Центр творчества детей и юношества (ЦТДиЮ) Ленинского района г.Воронежа, провозгласившего в качестве приоритетного условия развития личности ребенка создание комфортных условий в семье. Проблемы семьи известны педагогам не из журналов и газет, они напоминают о себе в процессе каждодневной работы с детьми. Информационно-просветительская, психологическая работа, совместное творчество - основные звенья сотрудничества с родителями. Ежемесячно для родителей по месту жительства выпускаются информационные листы по различной тематике: «Как предупредить неврозы», «Школьная дезадаптация», «Стили родительских отношений» и др. Информирование родителей о проблемах воспитания в семье, накопление специальных знаний в области семейной педагогики дают свои положительные результаты. В течение многих лет работает родительский лекторий. Тематика его разнообразна: беседы о нравственных законах, днях рождения в семье, мальчиках и девочках, о любви и т.д. Все эти темы выбраны не случайно и подсказаны самими родителями. В концепции развития Центра одним из приоритетных направлений является творчество, но это понимается не утилитарно, казенно. Творчество заложено в каждом человеке независимо от возраста, оно особенно ценно в единении совместного творчества взрослого и ребенка. В Центре проводятся совместные конкурсно-игровые программы для родителей и детей, семейные праздники. Создан «Театр на Пушкинской», которым руководит заслуженная артистка Украины Т.Н.Сизоненко, талантливый человек, думающий педагог, прекрасный режиссер. Она сумела «заразить» идеей творчества даже самых заядлых пессимистов среди родителей. Совместные постановки - из них наиболее известные «Играем Чуковского», «Сказки Пушкина», «Мать и дитя» - помогают найти себя и детям и родителям. Родители не только шьют костюмы, готовят их к постановкам, делают декорации, но и сами играют, выступают вместе с детьми как актеры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук (1943). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимент ...

Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...

Технологии проектного обучения
Основа проектной методики – идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конк ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru